Panchenko (Russian)

Панченко - 17 век

17 октября 2006

Графика с "Золотой пчелы-2006"

А.М. Панченко "Я эмигрировал в древнюю Русь".

Панченко - специалист по 17 веку, "бунташному", смутному веку, веку больших перемен. Панченко пишет и о Петровских реформах, и о времени Ивана Грозного. Основная проблема - самоидентификация России в мире - поразительно современна.

Некоторые отрывки из этой, я бы сказал, замечательной книги.

"Человеческая немощь не умаляет подвига. Напротив, она подчеркивает его величие: чтобы совершить подвиг, нужно прежде всего быть человеком...

Вообще русское узаконение, как правило, не рассчитано на употребление, это либо угроза, либо некое упование...

Русь кардинально преобразовывалась, меняя "культуру-веру" на культуру как таковую. .. Бог, бывший целью и смыслом существования, замещается бренным человеком. Перенести это многие были не в силах. Им казалось, что благодать иссякла. Они боялись того, чем грозил один старик, нищий проповедник:"церкви яко овощные хранилища будут...". " Страшный суд комужды свой, прежде общаго всем Суда Страшного..."

Суть процесса в том, что культура обособляется от веры, становится автономной. Для многих это драма и даже трагедия Одни в обособлении видят попрание святынь и впадают в отчаяние. Другие радостно прощаются со страхом Божьим. Раньше они полагались на Бога, теперь - на самих себя. Но человек слаб. Обратная сторона титанизма (выражение А.Ф.Лосева) или упования на себя воплощается и в творческих подвигах, и в преступных деяниях...

Европа была озабочена примерно теми же проблемами. Джон Локк в "Эпистоле о толеранции" провозглашает, что у Церкви и государства разные цели и соответственно разные обязанности. Церковь заботится о спасении душ верующих, то есть о вечном, государство же - о земном бытии своих подданных, то есть о процветании и безопасном общежитии. Если некоторое культовое общество становится помехой этому, государство обязано вмешаться. Но каковы пределы вмешательства? Согласно Локку, оно недопустимо по отношению к мировоззрению, а также к обряду: они общежитию безразличны. .. Но есть взгляды, с которыми светская власть примириться не может. Таковы проповедь бунта, призывы не подчиняться закону.

Как пишет Панченко Петр I знал самые передовые европейские принципы построения государства, но делал, конечно, все по-своему - иначе и нельзя было. Разделение церкви и государства - и Петр во главе и того, и другого (как в Англии). Идеал русского общества - консервативность - нужно было разбавить европейской динамикой. Но оказывается только Екатерина II разрешила открывать частные типографии на Руси - прошло 300 лет после типографского бума в Европе. Но это и понятно - должны были появиться и соответствующие понятия (частное предпринимательство), и нужные законы….

Теперь вроде бы разрешено все - что запретишь в Интернете? И люди, не привыкшие к правилам, это так и воспринимают - как абсолютно все… Реформы Петра шли сверху, была сильная рука, которая их внедряла - на современном языке это китайский вариант. У нас в 80-х годах никакой сильной руки - даже слабой - уже не было. И все п

**************

"Русская мысль", газета, до революции издававшаяся Сытиным, входила тиражом более миллиона экземпляром, причем газета выходила ежедневно!. Газета была беспартийная, может быть это частично объясняет такой колоссальный тираж!

17 October 2006

Panchenko on Russian 17-th century - striking analogies (Russian) Graphics from GOLDEN BEE 2006

Сайт управляется системой uCoz