Miscellaneous 1

Зрительный фокус. Голос за кадром. Berezovski trip

9 ноября 2007

Фото Юры Демченко.

Снимается событие. Конечно, еще не известно, как оно будет представлено собранным видеорядом. Но очень хорошо снимать детали - детали этого события, детали места. Общий план, средний, крупный, сверхкрупный. Это разнообразие, которое помогает собирать видео. Я все же здесь имею в виду клиповый монтаж. Действие быть может интересное, но монотонное, если показывать все целиком.

Движение в кадре всегда хорошо. Может быть движение не в кадре, а движение самой камеры. Летающая камера - или ходячая…

Разнообразие объектов вокруг, их деталей, разнообразие ракурсов и планов плюс музыка, создающее настроение. И не просто разнообразие ради разнообразия. А существенные детали происходящего, их надо найти и вовремя заметить. Например, метро. Просто окно вагона - отражения людей и мелькание за окном. Схема метро, рекламы - в вагоне и на станциях, появляющиеся из-за уходящего поезда. Или на эскалаторе.

Зрительный фокус. Фрагмент видео - и часто в нем есть зрительный фокус, то место, куда направлено ваше внимание, когда этот кадр смотрите. Как лягушка - если что-то движется в кадре, то за этим наблюдаешь. Поэтому надо чувствовать этот фокус и ему следовать. Например, следовать за движущимся человеком, а не в противоположенную сторону. Следование в противоположенную сторону будет означать, что вы хотите дать зрителю другой фокус, более важный для вас (и для него). И конечно плохо, если вы ему ничего стоящего не дали. Всякое нарушение правила должно иметь смысл…

Голос за кадром - это особенный голос. Он воспринимается как некий голос сверху, голос господа Бога. Исключение - когда читают воспоминания или письма. Или когда голос ведет как бы беседу с вами - это случай Михаила Ромма в ОБЫКНОВЕННОМ ФАШИЗМЕ. Голос частного лица - он достоверен. Кажется, у Лотмана есть об этом.

Поэтому не надо даже пытаться вырабатывать точку зрения господа Бога - это непосильная для человека задача. Документальное кино Крисса Маркера - обрывки реальных интервью и дальше часто просто рассуждения на тему. Рассуждения частного лица. Может быть за кадром, но голос частного лица.

Фильм в доме кино BEREZOVSKI TRIP. Парень два года общается с инопланетянами, потом приходит в нормальное состояние. Реальные съемки, которые тяжело и монотонно было бы смотреть. И автор применил монтаж аттракционов - чисто визуальных. Здесь компьютерная графика как аттракцион - кадр оборвать, перевести в негатив, наложить любые другие кадры, дернуть кадр как следует. И еще ударить шумом. Из содержательности мы уходим в зрительный аттракцион. Хотя содержание, конечно, есть, этими аттракционами подавленное и не выявленное.

Из Дмитрия Александровича Пригова

Птицы весело поют
В небе поднебесном
А и следом разный люд
Распевает песни

Думалось: кончаемся!
Конец света! Все! Ура!
Как мы ошибаемся
Однако

9 November 2007

Focus while filming and etc.(Russian). Photo by Jury Demchenko/

Сайт управляется системой uCoz