ANOTHER HOLYWOOD

Великий немой синематограф Европы

6 декабря 2007

Коллаж из фотографий Юры Демченко. Фотографии цветов: наложение multiply, в слоях изменяется HUE, чтобы цвета были интересными, далее sharpen, unshrp mask, saturation

Великий немой синематограф

Музей кино: КИНО ЕВРОПЫ: ДРУГОЙ ГОЛЛИВУД. История немого кино Европы. Немых фильмов показывают мало, разве только на специальных показах. А в свое время немых фильмов очень много и очень разнообразных. И сделаны они бывали с удивительным мастерством – и режиссеров, и операторов, и артистов. И теперь понятно, что приход звука иногда попахивал трагедией – вторжением в сферу немого великолепия. Звук часто воспринимался не как расширение или дополнение немого кино, а как его разрушение. Звук – слишком сильное, активное средство, он не просто дополняет, он многое берет на себя.

Тяжелая жизнь страны – и хорошее кино. Итальянское, немецкое кино 20х. Кино как агитационное искусство на переломе эпох (например НИБЕЛУНГИ в Германии)..

Ставились длинные фильмы, экранизации, исторические эпопеи. Многосерийность – вместо теперешних телесериалов.

Французы старались снимать натуру. В Германии делали механического огнедышащего дракона с четырьмя людьми внутри – для управления им. Немецкий экспрессионизм в кино – в декорациях, режиссуре, в игре актеров. И в то же время реализм в шведском немом кино – мы-то привыкли к некоторой театральности Великого Немого… Английские фильмы – сначала несколько провинциальные. Очень популярны там были американские фильмы, американская студия «Парамаунт» даже построила там свой филиал. Хичкок начинал в Англии, потом переехал в Штаты, как и многие его европейские коллеги. Эксперименты с документальной съемкой – сцена на площади Лондона снимается скрытой камерой, актер обнимает полицейского, который не знает о съемке. Социальные фильмы - на тему рабочей солидарности. Упадок кино в Германии с приходом Гитлера. Интересно, что в советской России сначала был расцвет кино, как и прочих видов агитационного искусства. Поощрение молодого экспериментаторства, но это продолжалось не долго…

Травма звука. Звукооператор стал диктатором: звук первых фильмов записывался сразу на съемочной площадке. Тот же фильм снимался сразу на нескольких языках - дублирования еще не было. В немые снимаемые фильмы срочно вставляли конец со звуком. Звуковые фильмы под патефон создавались еще в самом начале эпохи кино. Кажется, что изобретение телефона дало толчок для звукового кино. До звука кино было интернационально, могли приглашать иностранных актеров. Звуковое кино обернулось трагедией для многих – например, Мозжухин был очень популярен во Франции, но нплохо владел французским языком. У многих не было специального (театрального) образования, а голос требовал постановки.

Бывало, что съемки фильма стоили миллионы и снимался он несколько лет. Делали цветное кино – по трафаретам вручную раскрашивали пленки.

Кстати, братья Люмьер, которые изобретели киноаппарат, полагали, что это игрушка только на несколько лет. Надо постоянно придумывать разные трюки, чтобы не ослабевал интерес…. Съемка с поезда – возникновение подвижной камеры. Кстати, киноаппарат кроме Люмьеров изобретали и другие люди, но менее удачной конструкции.

Открывались поразительные возможности камеры. Камера с оператором на платформе ездила на подвешенном троссе, когда нужно было сделать отъезд (трансфокаторы – ZOOM - появились позже). Камера болталась с артистами в цирке, падала вертикально вниз (вспомнил начало фильма Параджанова ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ, см. страницу от28 июня 2007).

Свободная камера тоже появилась тогда. Ее привязывали к туловищу и снимали детские баталии прямо в гуще событий. Ставили вамеру на самолет, привязывали в лошади… В то время надо было крутить ручку камеры – тоже мастерство, теперь трудно вообразимое. Автономные камеры (например, на крыле самолета) крутились моторчиком, работавшем на сжатом воздухе…. Ручная камера и уже совсем свободная камера. И совершенно свободный монтаж – совсем короткими фрагментами. Технически мало оснащенная камера делала чудеса.

Разнообразие фильмов – комедии, психологические драмы, грандиозные исторические полотна, съемки в горах – даже со специально спровоцированными снежными лавинами, в которые попадают актеры…Целая эпоха Великого Немого Кино.

Фильмы, которые хорошо бы посмотреть: Рутман «Берлин» - документальный полнометражный фильм, Ганн «Наполеон», Драйер «Жанна Дарк», Мурнау «Фауст», «Колесо», Ланг «Нибелунги», «Доктор Каллигари»….

6 December 2007

ANOTHER HOLYWOOD

On pre-voice era of film making in Europe – ANOTHER HOLYWOOD: some English documentaries shown by Moscow Film History Museum (Russian)/ Collage from photographs by Jury Demchebko/

Сайт управляется системой uCoz