FRESH AIR of Agnesh Kochish (Russian)/ Winter at last

Вертов и Со. Агнеш Кочиш СВЕЖИЙ ВОЗДУХ

28 февраля 2007

Вертов и Со. - ДИКИЙ ПЛЯЖ Расторгуева. Агнеш Кочиш СВЕЖИЙ ВОЗДУХ

Вертов и Cо - студия документальных фильмов Манского. Студия продьюсировала фильм Расторгуева ДИКИЙ ПЛЯЖ. Пляж на юге и истории вокруг него. Фотограф, местный бизнесмен, отдыхающие, даже пресс конференция Путина. Диапазон вызываемых чувств широчайший. Абсолютно ничего сентиментального, хотя такое, конечно, можно подсмотреть на пляже. Фильм очень длинный, возможно слишком, многие сцены, наиболее жесткие, кажутся даже не обязательными (добавляют ли они что нибудь?). Жесткость жизни как обыденность, жестокость к пляжному верблюду и не меньшая жестокость людей к самим себе, которая уже даже не замечается в жизни…. И на фоне этого обычные кадры, которые теперь воспринимаются как лирические… Фильм, который потрясает. После фильма мне сказали - зачем снимать игровое кино, если документальное может быть столь эмоциональным? Жесткость как постоянный фон - может быть, поэтому этой жесткости так много. На ее фоне обычное человеческие чувство воспринимаются ценнее и острее. Но что такое "обычное"? Все в фильме тоже "обычное". Нельзя сказать - что-то в жизни исключение, это скорее другая сторона жизни, ее другое проявление, которое для нас (для некоторого круга нас) является исключением.

С другой стороны обилие жесткости и жестокости - и не только в этом фильме - может быть объясняется установкой на "монтаж аттракционов". Ведь в аттракционе важно потрясти зрителя. И выбираются средства, сразу шокирующие, без полутонов. Но жесткость и жестокость существует не обязательно в своих крайних проявлениях. Пожалуй, даже не в крайних проявлениях, а в своей обычности они и особенно ощутимы. Тут перекличка с ОБЫКНОВЕННЫМ ФАШИЗМОМ. Ромм не стал показывать много ужасов фашизма - такая была начальная установка, его фильм играет на контрастах….

Монтаж в ДИКОМ ПЛЯЖЕ - конечно и длинные фрагменты и крупные планы. И Вертовский монтаж котороткими кадрами, даже сверхкороткими. Фотографии - специально с резкой неестественной цветовой орбработкой. Много крупных планов. Монтаж аттракционов, конечно, и главная монтажная идея - параллельно монтируются несколько рассказов, сквозной рассказ - про пляжного верблюда, от его покупки до гибели. Фактически, много отдельных новелл, но вперемежку рассказанных. Не знаю, может серия отдельных коротких новелл тоже была бы хороша. Но тогда бы это был не монтаж аттракционов, по крайней мере не в такой степени монтаж аттракционов.

Перед этим фильмом показывали художественный - сделан под фильм ужасов, проблемы богатства с хепи ендом. Монтаж аттракционов можно сделать из чего угодно, будет локально смотреться напряженно, но смысл фильму это не прибавит…Собственно Вертов и показывал, как монтировать что угодно…

Агнеш Кочиш СВЕЖИЙ ВОЗДУХ - в некотором смысле противоположность ДИКОМУ ПЛЯЖУ. И в съемках, и в монтаже - все снято средним планом (отстранненность) и никакого монтажа аттракционов! И почти никаких диалогов - все держится на внутреннем напряжении кадра. Много символов - целый шкаф флакончиков осведителей воздуха, постоянное открывание окон. Как говорила режиссер - скрупулезно выверенные обыденные кадры. Минимализм средств. Резкие переходы, и по звуку тоже.

28 February 2007

FRESH AIR of Agnesh Kochish and VERTOV and Co(Russian)/ Winter at last - photo

Сайт управляется системой uCoz