Venetian mask/ Metaphor (Russian)

Метафора

28 февраля 2007

Венецианская маска. Обработка - как будто старинныая некачественная литография. Итак, дублируем слой. В верхнем слое находим границы - фильтрFIND EDGES. И далее повышаем контрастность - фильтр UNSHARP MASK (может быть несколько раз)/ Потом удаляем часть врхнего слоя. Эта часть выбирается IMAGE-COLOR RANGE -93 и щелкаем на белую точку. После удаления склеиваем слои и применяем еще раз UNSHARP MASK.

Семинар друзей Музея кино - что такое метафора? Рассмотрение одной английской книжки. Семинар проходит в кинотеатре САЛЮТ, иногда с показом фильмов. В конце февраля будет рассматриваться одна статья РОЛАНА БАРТА - о метафоре у Эйзенштейна в ИВАНЕ ГРОЗНОМ.

Метафора - есть два объекта-понятия и возможен перенос свойств и представлений с одного объекта на другой.

Метафоры осветляют одни стороны объекта и затемняют другие

Наш язык и наше мышление метафорично изначально - мы говорим "победить в споре", "отразить аргумент", неявно имея в виду метафору "спор это война". Что-то объясняя, мы обычно пользуемся метафорами - что то не известное объясняем более известным (или более рельефным - последнее слово это тоже, конечно, метафора). Высокие думы, низкие наклонности - это все метафорично. Даже возник вопрос - а есть ли не метафора?

Подчеркивание некоторых свойств одного объекта с помощью переноса свойств с другого объекта.

Метафора в кино. Часто речь идет об абстрактных понятиях, которых прямо не покажешь (назвать то можно все - с той или иной степенью точности). Приводился пример - закоулки души, сложные душевные переживания. Пример из английского фильма ГАМЛЕТ - показываются лабиринты старинного замка. Или у Тарковского метафора будущего - действие СОЛЯРИСа происходит в будущем - это машина без шофера, едущая по бесконечным туннелям и автомобильным развязкам. У Эйзенштейна показывается оратор, а потом балалайка - оратор, мол, балалаечник, мало серьезный человек. Или Керенский поднимается по ступенькам - метафора восхождения к власти.

Можно высказать нечто абстрактное, но как это выразить изобразительными средствами кино-видео? Или средствами фотографии, графики, живописи? Характеризуя абстрактные понятия, мы их по-видимому должны соотнести с более простыми конкретными понятиями - отсюда и возникает метафора и даже метафоричность нашего языка. "Отразить аргумент" - но аргумент в споре это абстрактное понятие, которое соотносится с более конкретным понятием удара. Абстрактное понятие часто просто ассоциируется с с какими-то конкретными проявлениями, которые и могут быть показаны в кино или видео. Абстрактные понятия возникли позже конкретных, и о них говорить можно было только в терминах конкретных понятий - отсюда и метафора. Описание абстрактных понятий, их характеристика, прилагательные к ним берутся из конкретики - откуда же им еще взяться? Звериная жестокость, собачья преданность, телячьи нежности - наш язык изначально метафоричен..

Метонимия - это просто замена. Например: эта машина ждет заправки, то заправиться хочет машину водитель этой машины. Кстати, здесь заправиться - нечто вроде метафоры, перенос понятия "заправка" с машины на водителя.

Была высказана такая мысль: в кино можно показать сразу два объекта на экране - каждый метафора другого. Мультиэкран - его грамотное использован? Взаимодействие двух объектов-понятий - только через метафору?

28 February 2007

Text on metaphor(Russian. Image - proccessing Venetian mask ...

Сайт управляется системой uCoz