Seminar on R.Bart/ Ovcharov (Russian)

Абстрактное и конкретное. Третий смысл. Фильмы Овчарова.

28 марта 2007

Абстрактное и конкретное. Третий смысл. Фильмы Овчарова.

Абстрактное всегда иллюстрируется конкретным, вызывает конкретные ассоциации. На этом и играет кино.

С другой стороны конкретное сразу вызывает ассоциации с его свойствами - то есть с абстракцией.

Фильм про бездомную пару в Ереване. Снято классически, а "бросовые" съемки были бы в тему и более естественны. Кажется, что все подсмотрено, но на самом дело срежиссировано - камера со штативом, свет… Разговор бездомных и показывается огонь, собака. Метафоры прозрачные, смотрятся хорошо, но нужны ли?

Смыслы фильма, язык фильма - но кроме этого есть еще что-то. Статья Р.Барта, ТРЕТИЙ СМЫСЛ, обсуждение на семинаре в кинотеатре САЛЮТ. Первый уровень смысла - информационный уровень. Второй - символический, метафорический. И ускользающий, неуловимый третий уровень смысла. Может быть впечатления, эмоции? Может быть, от смысла переход к эстетике? Фильм с одинаковыми первыми двумя уровнями может быть интересный и нет, эмоциональный и нет, плохой или хороший … В хорошем фильме после его анализа остается еще загадка. Как и в любом хорошем произведении в любой области. Кроме сообщения - теперь употребляют слово месидж-message, - которое приближенно можно выразить нашим в некотором смысле универсальным языком (другого не дано), остается еще что-то …

Небывальщина Овчарова в кинотеатре САЛЮТ. Я имею в виду не один короткометражный фильм с таким названием, а его другие фильмы - но тоже небывальщина. Один - начальный - эпизод из НЕБЫВАЛЬЩИНЫ, которую я раньше в САЛЮТЕ же и смотрел, очень показателен. Отъезд камеры в этом эпизоде просто показательный. Крупный план - мужичок что-то пилит. Камера отъезжает - он пилит сук, на котором сидит. Камера отъезжает - сухое дерево, на каждом суку сидит по мужичку, и все они пилят… Камера еще раз отъезжает - внизу два мужичка пилят ствол дерева….

Здесь движение камеры открывает новые смыслы. Этот пример так и просится в книжку Лотмана БЕСЕДЫ о КИНО.

Фильм ОНО Овчарова по текстам Салтыкова-Щедрина, по совсем небольшим фрагментам из его текстов. Как иллюстрация - видеоряд, связанный с историей России 20 века. Фильм 1989 года, тгоают Табаков, Нахапетов, Ролан Буков … Снято под старый фильм плохого качества. Много знаковых, символических моментов, просто гротескных - это все роднит с Чаплинскими фильмами. В частности с ВЕЛИКИМ ДИКТАТОРОМ. Свободное обращение с материалом - кадры под 20 век, щедринские перебивки (кадры и текст). Длинный видеоряд 20-го века подкреплен весьма отдаленными тестами Щедрина, кажется, что других дополнительных текстов в фильме нет. Музыка - повторяется ироническая мелодия, но не только. С чаплинским фильмом роднит и тема - тут городского диктатора со сталинскими чертами играет Ролан Быков.

Метафора и видео графика… Например, взрыв. Важен не сам взрыв, а впечатление от него. А впечатление взрыва может быть получено из чего угодно, совсем не из имитации взрыва.

28 March 2007

Seminar on R.Bart/ Ovcharov (Russian)

Сайт управляется системой uCoz