Informational video

Информационное видео

19 апреля 2007

Итоги курса по компьютерной графике этого года. Коллаж - Светлана Яковлевна Паромова.

Информационное видео. "Русская Африка". Клиповый монтаж

17 апреля Brestclub.ru фильм Круглова РУССКАЯ АФРИКА - дневник русского офицера Булатовича, организовавшего экспедицию Эфиопской армии к озеру Рудольфа. И современная экспедиция Круглова (сначала вдвоем, потом в одиночку) по следам той экспедиции. По-видимому, камеру взяли в руки впервые, к концу экспедиции уже чувствуется навык, вначале она просто болталась. То же можно сказать по поводу монтажа фильма - длинного, в 2 частях минут по 40 каждая. Монтаж конца фильма более свободный, чем вначале.

Но это фильм, настоящий фильм. Информационный, но хорошая информация должна быть и эмоциональна. В напряжении держит дикторский текст - текст дневников Булатовича. И видео ряд, снятый современной экспедицией в тех же местах - природа, люди (не видевшие белого человека), их быт, игры, порой кровавые. И в таком диком месте - непременные автоматы (единственное достижение цивилизации здесь). И еще одна замечательная находка в фильме - дневники самого Круглова, которые он наговаривает сам прямо в камеру. Огрехи съемки, звука - все это исчезает в потоке видео. Может быть только несколько чрезмерно болтается камера.

Ключ к интересному информационному видео - в разнообразии. Центральный элемент здесь это текст дневников, сопровождаемое ассоциативным видеорядом. Чисто по-русски звучит фраза Булатовича в эпилоге: "Такая экспедиция, в результате которой к Эфиопии были присоединены крупные территории, европейцам стоила бы очень дорого. Эфиопии она обошлась почти даром, если не считать несколько сот убитых и пропавших без вести солдат".

В игровом фильме выстраивается ситуация по сделанному сценарию. Режиссура док. - сценарий может быть до или после съемок. После - когда отбирается и выстраивается уже имеющаяся информация и уже отснятое видео, когда определяется, что еще необходимо доснять, наговорить… До - когда ничего нет, кроме идеи, и вы весь материал планируете - что вы будете снимать. Конечно, часто получается - частично до, и частично после.

Что может быть в таком информационном фильме? Текст - дикторский или авторский. Комментарий, он может быть в виде текстовых врезок в фильм, а может быть в виде самостоятельных фрагментов видео. В РУССКОЙ АФРИКЕ - это видео-комментарии самого Круглова. Может быть видео ряд - иллюстрация к основному наговариваемому тексту: "говорящая голова", ассоциативное видео, документы. Нужно включать как можно больше разнородного материала. Ассоциативный видео ряд в РУССКОЙ АФРИКЕ - дневник уже современного путешествия, натурные съемки. Важна режиссерская идея - в РУССКОЙ АФРИКЕ это параллельный видео дневник современного путешествия и видео комментарии. Это тоже - по ассоциативной связи с тем путешествием.

Клиповый монтаж. Монтаж без смысла.

Заигрывание с видео. Сейчас даже на вечер поэзии завлекают клипами на стихи, которые собираются читать. В ВRESTCLUB.ru такое было. Клипы не абстрактно-эмоциональные, а совершенно конкретные,что, кажется, мешает слышать и понимать содержание. Как интересно заметил ведущий вечера, со стихами надо обращаться осторожно: стих, превращенный в песню, может умереть как стих. Но может быть - и хорошо, он поднялся выше..

Вообще, видео переживает бурные технические изменения - выходит из лабораторий на улицы. Началось это уже давно, лет 30-40 назад, завершиться тогда, когда оно совсем станет доступно. Но что доступно? Техническая сторона дела, но и некоторая творческая - знаменитая установка Эйзенштейна "кино как монтаж аттракционов" позволяет сделать достаточно зрелищный клиповый монтаж из чего угодно. И особо не задумываясь о смысле. Клиповый монтаж как бы говорит - это все в отдельности не важно (мельтешение кадров), я хочу тебя завлечь только зрелищным разнообразия… Возвращение в довербальную эпоху… Вертовский монтаж - а что, если все там переставить совершенно бездумно - может, получится также зрелищно? Один человек сказал - фильм БРОНЕНОСЕЦ ПОТЕМКИН теперь смотреть скучно. А смотреть монтаж Вертова? Чисто формальные задачи становятся скучными, когда эти задачи уже в прошлом (!?)

Кстати, монтаж аттракционов как установка для работы может приводить к совершенно разным результатам. Михаил Ромм свой ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ замышлял тоже как монтаж аттракционов - он выбирал уникальные кадры и, естественно, не делал клипового монтажа, как раз все детали были для него важны.

19 April 2007

Text on informational documentary (Russian)

Some results of my internet course dedicated to computer graphics/ Collage by S.J. Paromova/

Сайт управляется системой uCoz