The book on type

"Не дизайнерская книга о щрифтах"

28 мая 2007

РОБИН УЙЛЬЯМС. "Не дизайнерская книга о щрифтах" - обзор книжки. И фото из книжки.

Делая буклет о Тихонове, какие-то из деталей, описываемых в книжке, я упустил, а жаль!

Книга очень поучительная.

Херб Любавин: "-Трудность типографики в том, что дизайнер должен представлять в одном образе и послание, и живописную идею. Иногда эта игра со шрифтом заканчивается потерей значительной части разборчивости. Исследователи считают это плачевным состоянием дел,но, с другой стороны, восторг от вида текста компенсирует небольшие трудности в чтении."

1 История шрифтов

Старинные - Caslon, Minion, Garamond, Bembo, Times, Palatino… Развились из рукописных, выглядт приятно и изящно, шрифты для больших текстов. Собственно, до Альдуса Манунция (конец 15 века) печатались только книги большого формата, и еще маленькие молитвенники. Альдус получил патент на наклонный шрифт italic.

Современные - Bernhard, Bodoni, Jimbo, Bodoni Poster… Полностью исчезают черты рукописного, повышенный контраст толстых и тонких штрихов, отсутствует стресс - наклон овалов

Шрифты с плоскими засечками - Claderon, Memphis, New Century Schoolbook, Candida…

Рекламные, толстые горизонтальные засечки, едва заметный переход толстых штрихов в тонкие, иногда постоянная ширина штриха.

Без засечек (sans serif) - FUTURA…

1812 Вильям Кезлон, но популярность приобрели только при Баухаузе 1919, FUTURA

Расхлябанные шрифты -Amoeba, Dirty One… С изобретением Макинтоша дизайн шрифтов попал в руки масс, и, что важнее, возник интерес к шрифтам (раз можно было самому делать шрифт, то это стало интересно). Все традиционные правила дизайна и типографики были отброшены…

Рукописные шрифты - старопечатные, каллиграфические, чертежные…

Декоративные - ни для чего, кроме декораций.

2 Искусство читабельности

Читабельность - незаметность шрифта, любая особенность шрифта делает его менее читабельным. Классические-старинные-шрифты самые читабельные.

Засечки помогают читабельности. Без засечек - больше х-высота. Шрифт без засечек - не очень большая длина строки, интерлиньяж увеличенный

Слова из одних прописных трудно читать.

Расстояние между буквами. У рукописных букв можно сжать межбуквенное пространство и несколько увеличить межсловное. Интерлиньяж. Если большая х-высота - увеличить, при малой тоже можно увеличить - элегантно. Умеренность для читабельности

Длина строки - не больше 10 слов или двух алфавитов. Минимум для выключки строк - удвоить шрифт в пунктах и это рассматривать в цицеро (6 цицеро - 1 дюйм, 1 цицеро - 12 пунктов). Если большая х-высота - можно увеличить межстрочный пробел, если очень высокие выносные элементы (следовательно, х-высота маленькая) - то можно уменьшить.

3 Разборчивость

Читабельность - насколько хорошо читается большой текст, разборчивость - легкая узнаваемость короткого текста. Разборчивость - ясность форм букв.

Большая х-высота понижает разборчивость (разница маленькая между n, h). Некоторые слова всегда разборчивы, с непривычными словами надо быть осторожным.

Смешение прописных и строчных (одинаковой высоты) - это титульный набор, он плох для разборчивости. Оно возможно для названий (одиночных), но не для заголовков (серийных). Титульный набор должен быть короткий, мы привыкли реагировать на форму слов

Только прописные - плохо. Пунктуация In the '90s - OK!!!

4 Кавычки и некавычки

Кавычки "".

Апостроы ' - вместо пропущенной буквы.It's вместо it is

5 Расставьте правильно пунктуацию

Правильные открывающие и закрывающие кавычки у текстового блока (у каждого блока свои открывающие и закрывающие кавычки). Подвешивание открывающих кавычек - отрицательный отступ. Оптическое выравнивание. М- и н- пробелы, тонкие пробелы (разной величины), жесткие - не переносимые - пробелы. При большом кегле - немного уменьшать кавычки.

6 Стиль пунктуации Точки и запятые находятся всегда внутри кавычек, двоеточие и точка с запятой - после. Остальные знаки по смыслу. "Я это хочу," - сказал он

Внутри скобок текст может быть законченным предложением, тогда знаки препинания внутри скобок.

Многоточие в конце предложения - тогда еще точку

Если слово другого стиля (например, жирное), то и запятая после него того же стиля. Скобки меняют стиль, если весь текст внутри того же стиля.

М-тире - ALT0151 длинное тире, печатается без пробелов до или после него, или с маленьким, пробелом. М-тире - ширина в размер кегля

Н-тире - ALT0150, пример: ширина 20-30. Обычно небольшие пробелы с обеих сторон

Дефисы - разделяют составные слова, перенос

7 Сдвигать ли основную линию штриха

Можно сдвинуть для тире вверх. Если другой шрифт вкрапляется - то его возможно надо сдвинуть. Декоративный эффект - специально сдвигаем и меняем кегль,

8 Экспериментальные гарнитуры…

9 Маленькие прописные - используются в аббревиатурах, в названиях. Усложняется чтение - чтение по буквам, обычно мы читаем не так. 70% от кегля, но штрихи утончаются, можно взять жирное начертание

10 Цифры в старом стиле - как будто бы скачущая линия шрифта. Все цифры обычно одной ширины - удобно для таблиц. Но хорошо смотрится пропорциональная ширина.

11 Лигатуры - пары букв типа f и i.

12 Уплотненные и разреженные начертания (condenced, extended). Просто сжимать или растягивать шрифт не хорошо. Или это делать явно!!! TIMES проектировался как уплотненный

13 Крупный шрифт - от 24 пунктов и выше. Рисуется специально, толщина штрихов не есть просто пропорциональное увеличение. Отношение толстый/ тонкий штрих еще больше, чем у малого кегля.

Интервал

14 Кернинг - расстояние между индивидуальными буквами, нужно достичь визуально ровных пробелов. Межбуквенные пробелы - расстояние в больших текстах. Трекинг

15 Интерлиньяж - 20% от кегля для кеглей 9-12. Междустрочье - кегль в пунктах +2 - расстояние между соседними основными линиями. В заголовках меньший интерлиньяж

16 Межабзацный интервал - не двойной интерлиньяж!!!! (Меньше!) Абзацный отступ - м-пробел (кегль). Первый абзац без отступа..

17 Выравнивание. Выравнивание по правому краю - без переносов и делать сильно неровно слева!!!!!

При выравнивании слева следить за правым краем и подправлять.

Выравнивание по центру - часто это скучно и выдает любительскую работу. Оно требует регулирования - в какие строки помещать слова!!! Требуется визуально интересный и интригующий результат. Конечно, нет переносов.

Выключка по формату. Минимум ширины для выключки строк по формату - удвоить шрифт в пунктах и это рассматривать в цицеро (6 цицеро - 1 дюйм, 1 цицеро - 12 пунктов).

18 Заголовки Чем больше кегль заголовка, тем меньше межстрочия он требует Не делать отступ в первом абзаце. Отступ - размер шрифта в пунктах (м-пробел) Под подзаголовком меньше места, чем над ним.. Удобное разбиение строк в заголовках.

19 Отбивки цитат - выноски. Узкое высокое оформление на внешних полях. Выключка правая для левой страницы и наоборот

20 Подписи под рисунками(captions) Немного меньше кегль, шрифт другой, выравнивание не по центру

21 Усиление шрифта Не подчеркивать! Добавит пространства вокруг.

22 Разбивка строк и переносы После завершения всей работы - проверить разбивку строк!!! Не больше 2-3 переносов подряд. Хорошие, устойчивые колонки - делать так разбивку.

23 Вычурное начертание - специальные хвостики у букв …

24 Буквицы Выравнивание с основной линией текста. Не перестараться с количеством буквиц

26 Цвет шрифта Теплые цвета красный и оранжевый, использовать их в небольшом количестве. Другие можно чаще - не заметно. Цвет - тон - текстового блока.

27 Орнаменты и символы DINGBLATS/. Для привлечения внимания в единице текста.. Большие - для фона

28 Шрифты с картинками. Шрифт HANSEL и BIRDS

29 Не скромничайте - варьируйте кеглем (экстремальным), добавляйте пустое пространство…

30 Если вы собираетесь сказать что-то важное и хотите усилить ваше сообщение с помощью типографики, обдумайте это очень внимательно, чтобы не впасть в банальность.

31 Выбор шрифта

32 Работа на компьютере отступ - один М-пробел или размер шрифта в пунктах, примерно два пробела.

Расстояние между абзацами - не два RETURN!! Выразительное и динамичное выравнивание по центру Не делать подчеркивания Не делать текста только из прописных.

33 Тенденции в развитии шрифтов

Задача дизайнера - погрузить читателя в стихию шрифта, помочь ему "не
заметить" шрифт при чтении, и не дать заснуть при чтении длинных текстов,
Или дать возможность полюбоваться отдельным знаком как живописным портретом

Шрифт HANSEL и BIRDS - иллюстрации!!.

Одинарные кавычки ALT0145(пропущена буква), ALT0146

Двойные кавычки ALT0147, ALT0148 (цитата)

Жирная точка ALT0149

ALT0150

М-тире - ALT0151

Н-тире - ALT0150,

Многоточие ALT033

28 May 2007

The book on type by Robin Williams (overview, text in Russian)

Сайт управляется системой uCoz