Shklovsky on scenario (Russian). Photo by Demchenko

Съемка - снятие обыденного взгляда. Фото - обработка

28 июня 2007

Фотография Юры Демченко на фотовыставке в Большом Манеже. Плюс обработка: часть фотографии - постеризация, возникают области одного цвета с рваными краями. Копия фотографии сверху, FIND EDGES, наложение MULTIPLY, стирание некоторых частей верхней фотографии, коррекция цвета SELECTIVE COLOR, MATCH COLOR. Интересно, когда на фотографии есть фотографические и графические элементы вместе - вспоминается ANDY WARHAL (см. страничку 25 апреля 2005 года)

Сценарий по Виктору Шкловскому - это снятие, удаление привычного, обыденного взгляда. Привычного, уже устоявшегося и поэтому никого не волнующего взгляда на ситуацию.

Аналогично можно сказать и о съемке. Все люди видят нечто, вы должны это снять необычным, новым взглядом. Примеры совсем по горячим следам.

Московское метро, мозаики на Киевской станции. Наверное, сначала общий план - это станция метро. Может быть таблички со станциями и приходящий поезд. Выходящие люди, общий вид станции. А возможно вход с улицы с названием станции, мельком турникеты, эскалатор, и затем общий вид с эскалатора. Снующие по вестибюлю люди, мозаики вдалеке. Это предисловие - экспозиция.

Дальше - сами мозаики. Можно встать посередине вестибюля, снять мозаики, людей. Но это обычная точка зрения. А если встать рядом с какой-то мозаикой? Сама мозаика будет в ракурсе - может вам это и надо? В мозаиках революционные, военные события, естественно патетика, то есть некоторая односторонняя точка зрения. И ракурс это может подчеркивать. Рядом стоят или сидят люди - это крупный план, тоже может быть интересный ракурс. Можно стать у перехода - спускающиеся или поднимающиеся люди. Мозаика напротив через вестибюль, и снующие перед ней люди - это уже общий план, можно приблизить и сделать средний. Из одной точки получаются очень разнообразные съемки, можно снимать непрерывно.

Теперь другая съемка - Манежная площадь, памятник Жукову. Показать позирующего перед фотокамерой человека - там всегда фотографируются. Может быть, и снимающего человека захватить. Потом камера едет к надписи на памятнике, потом сам памятник - тоже позирующий Жуков. Наверное, в обратном порядке это показать хуже - главное надо оставить напоследок. Дальше, палатки рядом с сувенирами. Нужен сначала общий план - где это происходит. Может быть панорама, видна масштабность, длинный ряд палаток. Потом средний план - люди у палаток, прилавки. И крупным планом - то, что вас там интересует.

Автомобильная авария - перевернутый автомобиль. Снятие привычного взгляда - обращаете внимание на необычные детали. Например, колесо на фоне неба, домов или лица милиционера. Это уже загадка зрителю - обычно колесо едет по асфальту. Сумка, валяющаяся на асфальте - это тоже не часто увидишь, еще какие-то детали. Камера отъезжает, и вы видите всю сцену - зрителю становится понятно. То есть происходит то, что Лотман называет диалогом со зрителем: вы что-то показываете, зрителю не понятно, он задает вопрос, вы отвечаете (или задаете еще вопрос, и еще - а только потом отвечаете).

Подобные рассуждения о снятии привычного можно применить к чему угодно, каждый раз рассуждая по-своему. Особенно все привычно дома У каждого дома есть мелочи - статуэтки, открытки, фотографии. Интересно попробовать их снять - и притом избавится от привычного взгляда. Это не просто сделать - и избавиться, и снять.

28 June 2007

Photograph by Jury Decency and my computer processing/ Text (in Russian) Victor Shklovskij view on scenario - we need to avoid usual or common point of view.

Сайт управляется системой uCoz