MEDVED-KINO(in Russian)

МЕДВЕД-КИНО

20 августа 2007

МЕДВЕД-КИНО

На фото - мельница около Протвино. Когда-то - лет 10 назад - я сделал календарь "Немецкие паровые мельницы поволжья". Те мельницы - грандиозные сооружения, подобные этому на фотографии. Как настоящие завмки.

Медведкин, как и Эйзенштейн, начинал с театрально-агитационных постановок в Красной Армии. В конце двадцатых делает учебные фильмы для той же армии. В частности сериал, в котором предполагалось между фильмами обсуждать проблемы, поставленные в предыдущем фильме, и решения которых даются в следующем фильме, - это в некотором смысле сегодняшняя интерактивность. Организовал кино-поезд, снабженный всем необходимым для производства кинофильмов. Снял открытие Днепрогэса и на следующий день показал в Москве - мобильная кино студия!

Снял несколько фильмов, которые запретили к показу: "Счастье", "Новая Москва"… Не был репрессирован, но был неугоден, вытеснялся из кинопроизводства. Был хорошо известен на Западе, там даже создали международное объединение MEDVED-KINO. Крисс Маркер снял два фильма о Медведкине, см. о фильме Маркера "Коты в городе" страницу от 28 июня 2007 года. Фильм Маркера - ироничный взгляд в документальном кино с элементами клоунады - взгляд, родственный медведкинскому.

Фильм "Счастье", ЦДХ 27 июля 2007. За роялем Галина Чикис из Петербурга. Рояль и сверху лежит синтезатор, параллельно специальное шумовое сопровождение. Звукоряд идеально соответствовал фильму - клоунскому, шутовскому, гротескному. Фильм 1933 года, эпоха звукового кино, но фильм немой. Говорят, что он делался как арт-проект (а были тогда такие слова?), специальная музыка не предполагалась. А, может быть, просто дали старую работающую технику, все равно на списание?

Мужик Хмырь в царской России отправляется на поиски счастья. И находит кошелек с деньгами, обзаводится хозяйством, пашет отвесный холм, впрягает в плуг свою жену, так как конь не тянет… Весь урожай отдает в налоги. Даже умереть с горя ему не дают - рота солдат в одинаковых карнавальных масках ведет его пороть…

Разуверившись в жизни, Хмырь продолжает свои мытарства и в колхозе, где работает водовозом. Возит бочку, из которой постоянно хлещет вода. В луже спит одетый в костюм (уважаемый, значит) пьяный тракторист колхоза. Хмырь спасает коней из загоревшейся колхозной конюшни, и как итог - приезжает в город и тоже обзаводится костюмом… На этой патетической ноте фильм и заканчивается, но что гарантирует костюм?

Скоморошество, шутовство и советский колхоз одновременно. Эпизод - колхоз выдает разные продукты, их складывают в старый сарай, который тут же рушиться…

Как сказали во вступительном слове к фильму - взгляд, близкий к платоновскому ("Город Глупов"). Как когда-то говорил один мой знакомый в Вильнюсе: "-Есть места, где открываешь кран, а вода течет вверх! И ничего с этим не поделаешь…".

Иоселиани - это внимательный взгляд и мягкий юмор. У Медведкина - постановочный шарж и клоунада. А в документальном кино? Тут даже Маркер без постановки не обошелся: в настоящую политическую жизнь Парижа он вмонтировал постановочную демонстрацию: на транспарантах - улыбающиеся коты (это специально было отмечено в титрах - чтобы не сбивать с толку зрителя).

Кстати, на журфаке МГУ работает прокат очень разнообразного видео (при киноклубе журфака). Охрана туда пускает, если сказать, что идете в прокат видео. Журфак находится на Маховой за сидящим Ломоносовым (на Воробъевых Горах Ломоносов стоит). Пока из всего, что я хотел, там не было только одного фильма.

20 August 2007

MEDVED-KINO. Text on Medvedkin (in Russian). Photo - a mill near Protvino.

Сайт управляется системой uCoz