Догвилль. Список Киселева. CAHIERS du CINEMA

DOGVILL. CAHIERS du CINEMA


10 ноября 2008

Догвилль. Список Киселева. CAHIERS du CINEMA

Ларс фон Триер ДОГВИЛЛЬ

Это притча. И абсолютная условность в декорациях: сцена с расчерченным на полу планом городка. Часто съемки сверху. Открывается дверь - раздается скрип. Нет стен - в маленьком городке все на виду. Это история об обычных людях, о которых неправильно думать лучше, чем они на самом деле есть. Такое отношение это высокомерие, оно фактически провоцирует людей. Девушка помогает людям в городе, они хотят все больше и, в конце концов, пользуются ею во всех смыслах.

Не замечать недостатки людей, думать о них лучше, чем они есть на самом деле - это снисходительное, высокомерное отношение к ним. Не замечанием человек как бы ставит себя выше других, хотя выглядеть это может как смирение. И оно может превратиться в осуждение в любую минуту. Лучше знать правду и не иметь иллюзий. Но замечать - и как себя вести при этом? Каждый решает сам за себя - один становится гангстером, другой отшельником…

Фильм сделан чрезвычайно интересно - нарочитая театральная условность (сцена …), нарочитые реальные элементы (скрип двери…). Чрезвычайно глубокий текст и подтекст - дикторский текст чередуется с диалогами. Крупные планы почти повсеместно, ручная камера.

Документальность и художественность СПИСОК КИСЕЛЕВА - фильм в jcc.ru. Документальная история, документальный фильм, рассказы участников событий.

Еврейское местечко в Белоруссии. Немцы пришли и уничтожили почти всех евреев (около 5 тысяч), осталось человек 300. Они бежали в леса, живут рядом с партизанами, мешая им. Решили их переправить через линию фронта, который тысяча километров восточнее. Партизан Киселев ведет отряд в 250 человек, больше половины которых - женщины и дети. И доводит … Чего только не было по дороге.… Но самое трагическое - люди вынуждены были оставлять своих больных или раненных близких по дороге в лесу (некоторые из них выжили и участвуют в фильме). История потрясающая, рассказывают бывшие дети, тогда участвовавшие в этом переходе.

После фильма сказали - вот бы сделать художественный фильм. Но тут есть живые свидетели, и конечно их живой рассказ надо сохранить. И как - это уже зависит от умения. Умения распорядиться очень ограниченными документальными средствами. Конечно, проще не ограничивать себя ни в средствах, ни в фантазии. Но это фактически бегство от проблемы.

Но если есть история, а собственно документов, живых свидетельств нет? Тогда, конечно, остается художественный фильм - недаром теперь часто документальные фильмы "разыгрываются" актерами. Часто видно, что это заполенение "дыры". Когда до художественного фильма история "не тянет".

А что такое "художественность"? Часто это переработанная документальность, переработанная потому, настоящей документальности просто не могло быть. Недавно читал, как Лев Толстой прятал свой рассказ от своей жены - настолько там все было документально…

Французские дни CAHIERS du CINEMA в Музее кино в Москве. Сандрина Боннер - в картине ЖАННА ДАРК и ее документальный фильм ЕЕ ЗОВУТ САБИНА о судьбе своей сестры. Когда-то были документальные съемки симпатичной девушки, психическая болезнь которой внешне особо не проявлялась. И новые съемки после принудительного лечения - человек изменился до неузнаваемости. Как общество должно себя вести с людьми, не похожими на других? Закадровый голос режиссера, объясняющий ситуацию. Новые съемки - разговоры с сестрой, разговоры с другими пациентами клиники, разговоры с их родителями Наум Клейман после фильма сказал, что это фильм не о болезни, а о том, как людей меняет общество, как оно приспосабливает их к себе. И о том, как важно внимательное отношение к человеку, к людям вообще…

10 November 2008

Films: Lars fon Trier's DOGVILL and KISELEV LIST/ In Russian

Сайт управляется системой uCoz