Theremin.ru_333

THEREMIN.ru - 3333. Работа напрямую со звуком

30 апреля 2008

THEREMIN.ru - 3333. Работа напрямую со звуком

Фотографи 20 апреля в Москве.

Современная музыка, почти обошедшая Россию: безудержные эксперименты со звукоизвлечением из обычных - или "приготовленных" -инструментов. Играются не ноты, а извлекаются интересные звуки, которые даже и не предполагалось на этих инструментах извлекать. Придумываются специальные техники извлечения звука, произведение часто пишется для конкретного исполнителя, нет общепринятой нотации - новая нотация сопровождается трактатом о том, как эти звуки извлекать.

Ансамбль Юрия Каспарова - играют современную музыку.

Студия электронной музыки в Милане - Лучано Берио. Но без всякой электроники - этюды отдельно для инструментов оркестра, экспериментальные в этом смысле. Начал писать в 50-е годы, последний этюд для аккордеона написал в 2003. Для голоса исполняла Катя Берберян.

Все это - эксперименты и с инструментами, и с голосом, я слышал раньше - FREE JAZZ, Волков, Летов, концерты в DOM.COM.ru. Сюда же относится и народные пения - Степанида Борисова. Зимой ее голосовые эксперименты звучали в одной якутской опере, был ее концерт в DOM.COM.ru

Интересно, что все, кроме голоса, звучало для меня на одной эмоциональной ноте - некоторая тревога, ожидание. Возможно это оттого, что нет мелодии, именно ждешь, что будет дальше, отсюда и ожидание, и тревога. Кто-то заметил, что также одинаково звучит вся классика для любителей рока. Я слушал с точки зрения сопровождения видеоряда. Такая абстрактная музыка - для видео, почти для любого… Каждый додумывает свой контекст такой музыки. Главное - напряжение, ожидание - это, собственно, подходит для любой ситуации. Но это музыкальное напряжение и ожидание вполне беспредметно, это и некоторая релаксация одновременно.

Что значит работать со звуком? Создавать, модифицировать. Сначала просто извлечение звуков разнообразными способами. Но это нельзя было повторить. Возникла унификация, повторяемость, воспроизводимость - стандарты музыкальных инструментов, музыкальная нотация. Я воспринимал работу со звуком как работу с мелодией, нотами. Но сейчас (и уже некоторое время) есть возможность прямой работы со звуком - магнитофоны для фиксации звука, компьютер для его обработки (или раньше - да и сейчас - аналоговая обработка). Работа со звуком напрямую - есть такая возможность.

Но должны быть какие-то характеристиким звука. Какие-то основные, через которые становятся понятными преобразования звука. Как тоновые кривые в растровых изображениям. Звуки - растровая графика, ноты - векторная, т.е. звук описывается некоторой условностью, нотами ( в векторной графики кривые описываются параметрами кривых Безье).

30 April 2008

Theremin.ru_333. Working with sound directly(in Russian)/ Photograph in Moscow on 20 April.

Сайт управляется системой uCoz