Kislevski DECALOG

Декалог Кислевского. Митрошина - Даниил Хармс

20 мая 2008

Декалог Кислевского. Митрошина - Даниил Хармс

Фотография Сергея Сорокина, 9 мая в Рязани

10 фильмов Кислевского - ночные показы по каналу КУЛЬТУРА..

Там где есть человек, там есть трагедия. Недавно пролистывал книжку "Алгоритмы истории". Человек не апофеоз природы, разум не венец творения. Разум развился, чтобы скомпенсировать ошибку природы. Человек вне природы - почти нет инстинктов, он рождается совершенно не приспособленным к жизни. Многомесячный период становления ребенка - непозволительная роскошь для природы, удивительно, как он выживал среди первобытных опасностей. Человек создает свое окружение, свою "природу" сам, у него поразительная способность к адаптации. Адаптпции на уровне разума.

В фильмах всех этих рассуждений нет, но они об этом. Трагические случайности в жизни - и человек своим разумом подталкивает эти случайности, конечно, не ведая этого (смерть мальчика, фильм первый). Человек должен сделать выбор, полагаясь на свой разум, но лучше ему этого не делать (аборт, фильм второй). Разум принимает решение, а чувства с этим не соглашаются (таксист, фильм третий). Фрейдовские мотив - отец и дочь (фильм четвертый). Не мотивированное убийство, и убийство как наказание за это (фильм пятый). Любовь к своему ребенку как единственное спасение (фильм седьмой). Невозможность знать все, но вынужденность принимать решения (холокост, фильм восьмой). Хрупкость человеческих отношений, и хрупкость самого человека (муж и жена, фильм девятый).

Сознание создает искусственный мир человека. Но сознание это не знание, это предположения, которые человек интерпретирует произвольным образом. "-Интуиции надо доверять " - говорят в фильме десятом (филателист). И интуиция человека подводит. И знание, и интуиция, и чувства - человека подводит все.

JerryRubin.ru - фильм Митрошиной по мотивам Даниила Хармса. Тексты Хармса под изобразительный ряд - иногда персонажи (милиционер, лежащий на полу, электомонтер), иногда просто под хронику (но изображения накладываются друг на друга - чтобы больше абсурда). Хроника блокадного Ленинграда - вот этого никак не ожидал. Но это тоже абсурд, трагедия человеческой истории. Из текстов фильма - абсурд присущ только человеку. Абсурд там, где человек, значит он у него внутри, человек порождает абсурд, абсурд из человека возникает, и возникает неизбежно. …А абсурд порождает трагедию…

А что если документальный абсурд, которого вполне достаточно - чего его ставить, искусственно создавать, если он кругом?

20 May 2008

Kislevski DECALOG (in Russian). Photograph. By Sergey Sorokin, 9 May in Riazan/

Сайт управляется системой uCoz