VGIK

Весенне-летний ВГИК. Документальность

1 сентября 2008

Весенне-летний ВГИК. Документальность

Мне cказали, что ВГИК - самая старая киношкола в мире. А как же Америка? Наверное, частные школы открывать было рано (а может они и были), а государственные - не додумались. Тоталитарное государство может принимать очень верные решения, но уж если ошибется, то его не остановишь. Механизма принятия решений нет, авось повезет….

Вы снимаете документальное видео. Например, разговор, монолог. Хорошо вычленить моменты истины, когда человек полностью включается в свое переживание, забывает про камеру, когда человек уже не тут, а где-то… ВИК, 2 курс. Просто собрание, на котором китайский студент читает вполне официальную бумагу о землетрясении в Китае. Камера переходит от студента к переводчице-китаянке - и останавливается на ней. Она сначала переводит, сдерживая слезы, потом уже говорить не может. За нее переводит другая женщина, потом все же она заканчивает перевод.

Момент истины, который мог бы стать - но не стал - центром документального фильма. Были фильмы хорошо снятые, но их приходится с трудом вспоминать. А переводчица, не способная переводить, не забудется…. Это то, что запоминается без всяких усилий, и более того, вспоминается часто - просто в разговорах.. Наверно это и есть моменты истины.

Дипломы ВГИК

Мастерская Мирошниченко 27-28 июня 08

Первый день.

ТАКАЯ ЖИЗНЬ - задумал, снял и смонтировал один человек. И объяснял, почему так работать хорошо - было много параллелей с тем, что я пишу на своих страницах. Такая жизнь - и никакая иная не получается.

В фильме много постановочного - заранее обдумываются рассказы героя, выбирается место для разговора (каменная стена как фон). Кажется, в МАТЕРИ Костомаров и Катин снимают то, что есть, не вмешиваясь.

В фильме об одном актерском курсе ВГИКА тоже много постановочных интервью, раскрученных режиссером. А что делать, если задана тема, а по ней не хотят говорить? Лучше, конечно, снимать, когда хотят. И пусть говорят, что хотят, что считают важным. А ты уже делай монтаж - выстраивай.

Особо интересно - монтаж документов - замечать и снимать, минимально вмешиваясь. Без инсценировок, в них есть нечто игровое. Инсценировка, но ведь могло бы быть?

Второй день.

Зарисовки жителей - старушек - из деревни в Коми. Изысканные съемки, последний кадр - заброшенный дом, съемка с крана, непрерывный полет камеры на разной высоте, с разных сторон. Народные песни. Обряд снят в цвете - современность. Это установка режиссера. Кажется, что установки, заранее придуманные - это слабые места. Лучше, когда отснятый материал диктует установки. На обсуждении прозвучали слова "визуальная антропология". И спросили, не хотел бы режиссер привнести в фильм нечто научное, фактическое. Ведь остается неясным, где, когда и кого снимали. Режиссер сказала, что не хочет - либо эмоциональный, либо научный фильм. Но самое интересная и достойная задача для режиссера - это сочитать. Сейчас не получается, но надо думать и пробовать.

ВЫБОРЫ. Ироничная зарисовка в лагере юных школьных лидеров. Немного хроники из реальной политической жизни России - полиэкран.

Священники - парапланерист и байкер. Православие становится не столь ортодоксальным.

БЕЗ ВОЙНЫ Александра Габриеляна. Спецназ, испытание на краповые береты - 20 км в снаряжении с препятствиями и 12 минут заключительного боксерского боя с поджидающим на финише противником (своими же ребятами). Потом Чечня, рассказ офицера. Хроника без всяких ужасов, расстреливают пойманного русского солдата. Все смонтировано так, что держит в напряжении каждую минуту. В особо опасных случаях снимал сам режиссер. Он сам был в спецназе, съемки как бы изнутри - это всегда хорошо.

Документальный фильм, например о космосе. И режисер хочет показать, что …. И, кажется, уже в этом ошибка. Привлекая документы, интервьюируя людей, режиссер часто как бы уже знает результат - им самим придуманный, и посему весьма сомнительный. И люди в интервью должны это подтвердить. Отсюда и обычные конфликты - люди говорят совсем не то, что потом делается с помощью монтажа. Это фактически использование другого человека в своих целях, и к тому же без его ведома - он не знает, как вы обрежете его речь.

Лучше показывать то, что думают о проблеме другие люди. Тогда слово "документальность" здесь по делу. Из всего разговора с человеком выбирать не то, что подтверждает твою идею фикс, а постараться передать содержание разговора наиболее полно. Конечно, опять монтаж - что-то человек плохо говорит, где-то запинается, где-то небрежно снято. Но установка на сохранение подлинности. Конечно, это тоже авторское видение, от этого никуда не деться. The works of VGIK students/ The moment of truth - rear thing, but for a film it needs good surrounding/ / On final works of graduating VGIK students - in Russian

1 September 2008

On the works of VGIK students/ The moment of truth - rear thing, but for a film it needs good surrounding/ / On final works of graduating VGIK students - in Russian

Сайт управляется системой uCoz