Эйзенштейн 1

Eisenstein 1



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

4 октября 2011

Фотография из Линово, Лукерья Андреевна
Эйзенштейн 1 - Монтаж и образ
Статья Эйзенштейна "Вертикальный монтаж". Это согласование последовательностей во времени - например, согласование музыкального и видео ряда.
Эффект кино возникает из наложения впечатлений от следующих друг за другом кадров.
Эйзенштейн разбирает маленький эпизод фильма "Александр Невский" Композиционное строение кадров, соответствие этих кадров музыкальным тактам. Даже не только кадров, но и частей кадров. Это теоретизация POST FACTUM - Эйзенштейн об этом пишет.
Оскар Уайльд: у художника идеи вовсе не родятся голенькими, а потом одеваются в образы.
Вагнер: когда действуешь - не объясняешь.
Эйзенштейн (на основе своего анализа): но плоды творческого акта нисколько не менее строги и закономерны....
Но, кажется, здесь ошибка. Исходные данные (съемку, музыку) вы можете выстроить-смонтировать совершенно разными способами, и разные люди это по-разному выстроят. В этом, наверное, отличие работы художника и ученого.
Очень интересно Эйзенштейн описывает проблемы монтажа. Подбор отснятых фрагментов - какой следует за каким. Жестко это не удается предусмотреть в предварительной раскадровке. - только приблизительно. Подбираем из того, что есть, приспосабливаемся к тому, что отснято.

ОТСЕБЯТИНА ************** Перед съемками обычно не знаешь, что будет происходить, не знаю, естественно, и что я буду с этими съемками потом делать. Что-то о войне, что-то о космосе, но мало конкретного. Снимаю то, что выразительно, что привлекает внимание, что кажется важным. И при монтаже возникает вообще-то та же проблема - приспособиться к тому материалу, который снял. Иногда, правда, можно доснять, благо декорации не нужны... *****************************

++++++++++++++++
Статья МОНТАЖ 1938 года. Замечательная! Примеры из литературы - монтажные примеры по терминологии Эйзенштейна.
Даже пунктуация - у Грибоедова она эмоциональна, монтажна (восклицательные знаки), а не общим планом (просто перечисление - запятые, как теперь принято издавать Грибоедова).
Идея монтажа - последействие, как бы смыловое наложение кадров. Отсюда и эффект Кулешова.
Но вот пример Эйзенштейна, загадка: ВОРОНА ЛЕТЕЛА, СОБАКА на ХВОСТЕ СИДЕЛА!!!!!! Не связанные высказывания человек невольно связывает!!!!!!!!!
Эйзенштейн пишет об изображении и образе. Цель - создать художественный образ, и для этого использовать монтаж - монтаж движущихся изображений и звуков. В дозвуковом кино изображение дает кадр (фрагмент), а образ возникает монтажно.
В звуковом кино за создание образа отвечает звук, интонация речи, мелодия. Музыка более абстрактна, чем изображение, поэтому за ней и образ. Есть, конечно, редкие случаи, когда изображение создает образ под музыку.
При написании музыки - не иллюстративность, музыка не должна просто иллюстрировать изображение. Приводит ряд своих примеров - удачных (ПОТЕМКИН, ритм) и неудачных.
Пафос Эйзенштейна: " Работать над первыми камнями эстетики к тому синтетическому искусству, которое освобожденному человечеству положено создать - величайшее упоение"
Но теперь мы скажем - освобожденному от кого? От себя, от человека?
У Эйзенштейна ни о чем не говорится просто так, даже простые рассуждения обрастают совершенно невероятными деталями
"Не надо боятся наступления новой эпохи (речь идет о новых возможностях кинематографа). Не надо смеяться как дикари при виде зубной щетки или как смеялись наши предки, забрасывая комьями грязи первые зонтики".
Синтетическое искусство кино - в нем слияние всех искусств.
Эйзенштей пишет об идейности, но, видимо, некоторые варианты его статей этого не соодержат - в примечании указывается, что что-то предназначалось для заграницы.
О СТРОЕНИИ ВЕЩЕЙ - о принципе золотого сечения - закономерности развития органического вещества
"Э! О чистоте киноязыка" - композиция внутри кадра и композиция последовательности кадров
***************************NB Игра человека. Игра звуков. Музыки и голосов. Игра объемов и цветов. Игра ситуаций. Игра образов и мыслей.

ОТСЕБЯТИНА **************
Частая ситуация теперь - рассказ, и что делать, чтобы не показывать только говорящую голову?
В художественных фильмах есть игра актеров, тут же надо ловить "моменты истины", когда рассказчик полностью включен в разговор. Или, наоборот, растерялся - проявил эмоции.
Тут нужно его лицо, умение-везение ловить эти моменты крупным планом. А в другие моменты что показывать?
Часто показывают иллюстрации того, о чем говорится. И здесь, в моменты "провала" звука (звук чисто информационный), создание образа может взять на себя изображение и монтаж..
Иллюстративное изображение это не образ, это просто заполнение пустоты, чтобы показать что-то другое и не мешающее. Но образ не должен быть слишком сильным, чтобы не спорить с информацией. Зритель не может фокусироваться сразу на двух вещах...
Фактически это рассуждения POST FACTUM, но помогающие в перспективе.
Титры это информация, а графика тиров и процесс их появления играет на образ - титры могут создавать образ (титры в ПУСТЫХ ХОЛМАХ 2011).

******************************
Эпизод на скачках в АННЕ КАРЕНИНОЙ - подробный анализ кадров и звуков.
Важность интонации, деталей, синхронизации - все связано и работает на эмоциональный образ
Важность баланса. Эйзенштейн пишет о своих промахах - ненужная , неуместная образность или недостаточная образность.
В немом кино пытались визуальными средствами передать звук - выстрел АВРОРЫ проходит по комнатам Зимнего дворца (пульсация диафрагмы). Но в конце все равно - испуг от услышанного взрыва.

4 October

Eisenstein 1 - On montage/ In Russian/ Photo in Linovo (Lukerja)

Сайт управляется системой uCoz