Эйзенштейн 4. Фольклор

Eisenstein 4. Folk



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

1 ноября 2011

Эйзенштейн 4. Фольклор

Фото - праздник мыльных пузырей на Арбате 10 апреля 2011.

Искусство создается образным, чувственным мышлением, а такое, дологическое, мышление и было в начальный период развития человека.

Искусство вытаскивает первобытные примитивы.

Эйзенштейн приводит примеры. Какая-то его часть объекта воспринимается как сам объект, символ объекта. Это прием в кинематографе.

Или при родах - открывали все двери. Аналог в искусстве - душевная буря усиливается бурей в природе. Искусство вытаскивает дологические понятия, которые в человеке еще сохранились, несмотря на его логическую жизнь. Возврат к истокам, а эти истоки отражались в народном творчестве, в том, что называется фольклор

"Диалектика произведения искусства строится на любопытнейшей "двуединости". В нем происходит одновременно двойственный процесс: вознесение по линии высших идейных ступеней сознания и одновременно проникновение через строение формы в слои самого глубокого чувственного мышления. Полярное разведение этих двух линий устремления создает ту замечательную напряженность единства формы и содержания..."

Фольклор - образное, чувственное мышление

Пустые Холмы 2011. Жанна Кабанова: "- Фольклор это оценочная категория, Он позволяет понять человеку, что такое хорошо, а что плохо..."

***** Эйзенштейн - мысли.

..достигать того идеала простоты, к которому мы все стремимся. Но не упрощенчество. Не снимать вычурно и красиво, а снимать выразительно.

Цитата Флобера: несовершенство формы показывает неотчетливость идеи...

В полемике с Юткевичем. Будь здоров, а все остальное приложится. Или - ищите царства Божия, а остальное приложится. А во времена Пролеткульта: рабоче-крестьянское происхождение, а все остальное... Нет, не приложится.

*****************

Бывший рабочий, снимавшийся у Эйзенштейна и потом ставший актером - ему надо было показать настоящую культуру, ее историю. На базе того, что ему перепадало в дореволюционное время он не смог бы стать актером.

Эйзенштейн открыто говорит на съезде киноработников, что не надо мусолить то, что он сам не получил каких-то наград к 15-летию советского кино - лучшая награда это работать. Он не снимал какое-то время ничего: "- Я понимаю, что нужно ставить картины, но параллельно с интенсивными теоретическими работами..."

Эйзенштейн, по-видимому, был авторитетом, самым умным, высоколобым, что подчеркивалось докладчиками. Об этом пишет сам Эйзенштейн, но совершенно не хвалясь - мол, после таких слов трудно мне выступать.

И, конечно, ему доставалось - кому не хочется подергать за хвост льва? ПОТЕМКИН - случайная удача?

На съезде Эйзенштейна по видимому слегка - а может и не слегка - критиковали. Не снимает, сидит дома в своем японском халате... (Васильев, один из авторов ЧАПАЕВА).

Интересно было бы прочитать стенограмму съезда, выступление С.С.Демидова, которое хвалил Эйзенштейн. Интересна атмосфера съезда, может быть через призму Эйзенштейна?

После возвращения из США Эйзенштейн несколько лет преподавал во ВГИКЕ. Поездка была тяжелая: несколько неснятых сценариев, потерянные - отобранные - мексиканские съемки, очень выразительные.

Слово "классический" от слова "класс", высший класс, Классическое это все, что принадлежит высшему классу. Эйзенштейн великолепно справляется с классовой демагогией: в ответ на обвинения, что он говорит о классическом этапе советского кино, он отвечает: "- У нас теперь высший класс это пролетариат".

УПРАЖНЕНИЯ по МОНТАЖУ: пробовать какой-то фрагмент быстрого смена кадров сделать по-другому, руководствуясь какими-то принципами (или их учитывая). Играть длительностями кадров (ворона в ПХ2011!!!!)

Эйзенштейн делает идеологические реверансы: цитирует Маркса, Энгельса, Ленина. Но, кажется, всегда по делу и вполне искренне.

Если ты чем-то увлечен, то все на свете имеет отношение к твоему увлечению - это закон природы.

Такой человек, как Эйзенштейн, мог приспособить и средневековую схоластику для своих нужд...

Либо ты сам приспосабливаешься, либо ты приспосабливаешь окружающий мир под себя: "Не надо прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше мир прогнется под вас". "Время, в котором живешь, не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем..."

1 November

Eisenstein - 4. Folk - high end tasks along with initial primitives/ In Russian/ FLASH MOB fest on Arbat Street on 12 April 2011

Сайт управляется системой uCoz