Мандельштам - дрожь случайностей. Седакова

Mandelshtam, Sedakova - on their books



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

2 декабря 2011

Фотография из фильмов о Байконуре.

Мандельштам - дрожь случайностей. Седакова. Двадцать лет без общей идеи

Хулио-Хуренито Эренбурга: ...в ботаническом саду искусства, где уже все давно описано и систематизировано, открыть что-то новое можно лишь беспорядочно бегая по саду и дурачась. Вдруг вам повезет, и вы что-то новое заметите, какое-нибудь совпадение или просто пропущенную в надписи букву (или слово - это будет уже большая удача!).

Кризис больших жанров, больших, глобальных идей. Кризис идеологий - за все трагедии 20 века отвечают они.

Кризис серьезности, так сказать импрессионизм вместо исследования - исследования уже быть не может, не дай Бог, он приведут к серьезным проектам. И как усугубление несерьезности - мода на дурашливость.

В глобальном мире глобальные проблемы не в чести ...

Милош тоже не ставит глобальных задач, а ограничивается частным взглядом - взглядом частного человека, рассказывающего только от своего имени немногим ведомые детали,

Таков рассказ о бегстве Милоша в фашистскую Польшу из советского Вильнюса - и мы видим всю неразбериху, всю абсурдность ситуации 1940 года. Там нет разговора о Мюнхене, пакте Рибентропа-Молотова - а что собственно может рассказать интересного об этом частный человек?

Куда лучше рассказать то, что ты хорошо знаешь или сам видел.

А вот что пишет Мандельштам: "Но глаз мой падкий до всего странного, мимолетного и скоротечного улавливал в путешествии лишь светоносную дрожь случайностей, растительный орнамент действительности. Неужели я подобен сорванцу, который вертит в руках карманное зеркальце и наводит всюду, куда не следует, солнечные зайчики"

Его стихи и проза об Армении именно такие - не повествовательный стиль, просто отдельные замечания, наблюдения пересыпанные странными, но иногда оказывающимися точными сравнениями-метафорами, В основном даже и не об Армении вовсе, а на тему - свободное сочинение.

Как абстрактная картина - полно ассоциаций, но неясных и невыразимых ни через какую логику.

Б.С.Кузин о Мандельштаме: "Ни о чем, относящемся к повседневным нуждам, к быту, не говорилось, как словно эти вопросы были решены и теперь можно и нужно было говорить о главном.

С этого дня все пошло так, как только и может идти с Мандельштамами. - Появление чудных стихов, возникновение новых заскоков. Пробуждение после них. И непрерывное бедствие...".

Седакова - "Апология разуму", сборник статей. Данте, Пушкин, Гете, Аверинцев.

Скептицизм Эпохи просвещения, и как следствие - через несколько столетий - ни о чем уже серьезно нельзя говорить. Светлый гений - это не скептический.

Истории нужны собеседники, не плывущие в ее фарватере ...

Не только сердце требует Бога, но и разум. "Щит научной веры" Циолковского. Но надежда, что маятник "качнувшись вправо, качнется влево" ... Кажется, что это в традиции русской религиозной философии ...

Покровские ворота, 25 ноября - "Двадцать лет без общей идеи". Закон или цезарь? А если цезарь делает коня сенатором?

Бродский: под влиянием большого поэта общество живет долго и после его ухода. То же самое про самого Бродского: его скептицизм разлился рекой, и в этом скептицизме живут даже те, которые его не читали ... "Ворюги мне милей, чем кровопийцы" - другого не дано ...

Система ценностей, карта ценностей. Если принцип - честный труд влечет достойное вознаграждение - не есть в системе ценностей, то что бы мы не делали, получится "честным трудом не заработаешь".

Но все же резюме: нужна осмысленная деятельность, есть многочисленные и хорошие ростки.

Отсюда и мой локальный вывод - открытая Информация как условие свободного развития.

Например - национальные проекты Фобос-грунт и реставрация Большого театра. Сделали проект, дали деньги и забыли. И вспомнили тогда, когда предъявляют плохой результат. А обсуждалась открыто высота балетных репетиционных залов, которая была заложена в проекте реставрации? Говорят, что были лучшие репетиционные залы в 5 метров высотой, а стало 2,5 метра?

Была ли эта информация в открытой информационной среде и тем самым была ли она доступна общественности? То же самое и про Фобос-грунт - накануне запуска 2009 года оказалось, что нет станций слежения. А ведь есть люди, которые участвовали в этих проектах, которые болеют за эти проекты, которым не безразличен результат. Но информационную среду они не создали - и понятно почему: в прошлое советское время все делалось (если делалось, а не всегда делалось) не так, без всякой информационной среды. Так что для скептицизма тут мало поводов - а много поводов для работы.

2 December

Mandelshtam, Sedakova - on their books/ In Russian/. Still image from films on Baikonur

Сайт управляется системой uCoz