Дом русского зарубежья - кинофестиваль

Doc film fest at Solzhenicin house



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

1 декабря 2012

Фотография - музей Отечественной войны на Поклонной Горе

Дом русского зарубежья - кинофестиваль

Фильм о Иоанне Шанхайском Небольшие воспоминания и фотографии почему-то на фоне бушующенго моря. Иногда рассказ за кадром. Некоторые воспоминания звучали хорошо, может быть монтаж подвел? Святой Иоанн Шанхайский не хотел оставить свою паству в Шанхае и вывез 5 тыс. человек на Филиппины, где они жили в палаточном городке в джунглях и не имели никакого подданства. Поехал в США и добился, чтобы США этих людей приняли. Потом был главой православной церкви в Западной Европе, откуда его упросили вернуться в США. Там он уладил конфликт между церковными иерархами и закончил строительство собора в Сан-Франциско. На него даже подали в суд, обвинив в растратах, но суд признал его невиновным.

Виктор Некрасов - замечательный фильм. Рассказывают разные люди о его киевской жизни, наездах в Москву. То короткие реплики, то рассказы подлиннее, перемежающиеся фотографиями и комментариями - канвой жизни. "Он не был диссидентом. Но власти как-то сторонился". Вел себя независимо, как свободный человек. В одном номере Нового Мира с "Одним днем Ивана Денисовича" были напечатаны его заметки о поездке а Европу. Номер изымали из-за этих заметок - никакого образа врага он не создавал, там живут обычные люди, многие дружески относятся к СССР. Но его обвинили: " -Хотите помирить нас с капиталистами?"

Об убийстве фашистами 30 тыс. евреев в Киеве у нас не разрешали говорить, но люди это помнили и стихийно собирались. Его обвиняли в организации этих стихийных митингов. Потом исключили из партии ("Надо было раньше мне самому отдать билет"), фактически выслали, а потом хотели вернуть... Система работала очень непоследовательно и неповоротливо, все решали отдельные, вообще-то случайные, люди.

Некрасов в 30-е годы учился на актера и художника, поступал вместе с Галичем в студию Станиславского за год до его смерти. Галич поступил, Некрасов - нет. Повесть "В окопах Сталинграда" появилась в 1946 году и получила Сталинскую премию (Федин ее вычеркнул из списка, а Сталин опять вписал).

Фильм о русском ресторане РУССКИЙ САМОВАР в Нью Йрке. "Я люблю быть среди художественной братии, у самого художество не получается...". Был художественный салон с ориентацию на русское. "Засиживались допоздна у меня дома. Жена говорит - открывай ресторан. Позвонил Бродскому, помог, вошел в долю с Барышниковым. Появились посетители. Но собственно самим бизнесом занимается жена".

2-й день фестиваля

Фильм о Набокове. Закадровый голос рассказывает о писателе на фоне фотографий и киноматериалов. Но основное - жизнь писателя около Бостона - культурной столицы Америки в 1940-е годы. Рассказы видевших его пожилых людей, рассказы литературоведа - как он становился американским писателем. Всегда имел свое мнение - обличал Сталина и после нападения Германии на СССР, за что на год лишился работы в колледже. Фильм сделан динамично, смотреть было очень интересно.

Роман Якобсон тогда руководил русской кафедрой, кажется, в Гарварде. На кафедру он Набокова не приглашал: "Лев - король зверей, но его же не приглашают читать лекции по биологии". А Набоков работал в музее этого же университета - не имея специального образования, он занимался бабочками, и даже открыл одну новую в Большом Каньоне.

Отца Набокова уволили с царской службы, в феврале 1917, он писал текст манифеста отречения Николая II. Его застрелил монархист в эмиграции в Париже. На одном семинаре о старшем Набокове упоминали в связи с земским движением (Вернадский) и созывом первой Государственной Думы России.

Америка Набокову нравилась. "Я ее полюбил...", а дальше , конечно, набоковская ирония. " Тут есть все, и мой читатель тоже…." Огромные пространства и свобода - " Дальше только на Луну...". Тосковал по писательству на русском, но - нельзя, надо становиться американским писателем.

Фильм о Довлатове - как теперь полагается много анимации на фотографиях (здесь и удачной, и очень точной). Разные люди вспоминают о нем, динамично фильм перепрыгивает от одного говорящего к другому или к диктору, который читает автобиографические тексты Довлатова. Много фотографий - Петербург, Таллин, Нью Йорк. В армии работал охранником в зоне. Написал повесть ЗОНА. В Таллин поехал - думал там печататься легче будет. Уже собирались печатать, но нашли повесть ЗОНА, из-за нее Довдатова не напечатали даже в Таллине.

Когда встретил Бродского в Америке, назвал его на "ты". "А разве мы на ты?" Смутился, но потом придумал: " -А я ему сказал - с Вами хоть на ОНИ...". С Бродским были дружны, Бродский ему помогал. Открыто мечтал стать знаменитым и богатым, получилось, но после смерти...

3-й день фестиваля

Болгарский фильм - воспоминания о Белой эмиграции в Болгарии, на болгарском языке, но все же кое-что понятно. Заброшенные могилы, фотографии, истории родителей рассказывают дети...

Русский адвокат из Швейцарии. Фильм из швейцарской серии кино документов - разговоры со швейцарцами, сделано около 300 фильмов. Статичная камера и вопросы из-зи кадра. Фильм про старейшего из рода Романовых показывали в прошлом году.

Родился в Белграде в начале 30-х. Отец юношей в 20-м уплывал из Крыма, мать уехала из России в Эстонию. "Я дитя революции, без нее мои родители не встретились бы".

"Мы хотели оставаться русскими, теперь эмигранты этого не хотят". С 1992 года постоянно по работе приезжает в Россию. Был адвокатом Солженицына, в родстве со Шмеманом. Участвовал в написании книги "История России. 20 век". "Россия 20 век проиграла. Как теперь нагонять упущенное?".

В 45-ом из Белграда приехали в Вену, потом перешли через Альпы, не желая попасть в советскую зону. В Швейцарии хорошо встретили, бесплатно учился, дали работу. "Никакой никогда дискриминации не испытывал".

Фильм о Бродском - очень хороший. Собран из его интервью, записанных на видео. И еще документальные съемки, фотографии, видео разных мест, где он бывал. Поэтому впечатление максимальной достоверности. Немного манерно говорит, но судит себя строго. "Я про себя все знаю, и чего-то себе простить не могу". "Главное - трус ты или нет, честен или нет, а потом национальность и прочее..."

Другие недавние фильмы о Бродском - Хржановского, Либерова - все же более художественные, это интерпретации. В первом - даже актеры, во втором - сама композиция документальных текстов (там все тексты Бродского). Но тут речь его самого, и совсем не такая гладкая (совсем-совсем не такая), как написанная. Хотя и тут, конечно, отбор фрагментов интервью остался за режиссером - никуда от этого не деться.

Игорь Устинов - сын известного актера Питера Устинова. Скульптор, французская речь, разговор России не касается - его жизнь, его скульптуры. "Я несколько лет делал первую свою выставку, а на ней фотографы снимали только моего отца …". "Теперь нужно только концептуальное искусство" - и долго объяснял смысл-концепцию своих скульптур. Что то парящее, летящее, стремящееся. "Я выражаю позитивные эмоции".

4-й день фестиваля

Форт Росс - сейчас это одно из достопримечательностей национального парка, раз в году там проводят "русский" праздник. Рассказывается история этого русского поселения в Калифорни - о постройке крепости в 10-е годы 19 века, продажа всего и отъезд русских в 40-е. А вскоре там началась золотая лихорадка, и территории стали принадлежать США. До них там были испанцы, мексиканцы и русские. Материалов мало, поэтому рассказ, особенно первая его часть про русскую Аляску как базу для похода в Калифорнию, сопровождается рисунками, иллюстрирующими события.

Прокофьев - французский фильм, делался для телевидения. Очень тактичный рассказ - в 34-ом Прокофьев, соблазненный заказом на балет РОМЕО и ДЖУЛЬЕТА, возвращается в Россию. С 38-го года получает советский паспорт и уже не выезжает за границу. Балет все же ставят. "Нет ничего ужаснее на свете чем музыка к РОМЕО и ДЖУЛЬЕТЕ" - так на банкете после премьеры говорит Уланова. А накануне спектакля балетная труппа БОЛЬШОГО отказывалась танцевать. Но был оглушительный успех. " Почему в России должны танцевать по-старому?"

В 48 году он попадает в немилость - некоторые произведения не печатают, не ставят. Он пишет письмо, в котором кается в формализме. Арестовывают его бывшую жену, с которой он развелся в начале 40-х. Но он работает и пишет симфонию, еще один балет КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК - выполняет правила жизни, которые он сам себе сформулировал и которые потом нашли записанными на листе бумаги на английском языке. В 48-м умирает Эйзенштейн, свидетельство: "Единственный раз видел Прокофьева испуганным". Главное для него - чтоб ему не мешали работать.

Вернуться в Россию предлагали тоже Рахманинову и Стравинскому. Стравинский о Советском Союзе вообще ничего не говорил, Прокофьев высказывался отрицательно. Но поехал - он.

Фильм построен на балетных номерах (и даже репетициях) и рассказах трех специалистов из Москвы. И поясняющий закадровый текст самого режиссера, русского, живущего во Франции. Редкие хроникальные кадры-символы, очень точные - поезд, едущий по снежной равнине (ссылка жены), конь, падающий в воду...

Фильм на сербском о режиссере из России, который работал у Станиславского в театре и не пожелал оставаться в советской России. Судьба его в Сербии, тепло о нем рассказывают его ученики.

1 December 2012

Doc film fest at Solzhenicin house in Moscow (in Russian)/Photo - World War 2 museum in Moscow/

Сайт управляется системой uCoz