Пропаганда. Пелешян. Норштейн - ОДИН

Propaganda. Peleshian films. Norshtein



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

1 февраля 2011

Роббер Брессон

Фотография из фильмов о Байконуре.

Пропаганда. Пелешян. Норштейн - ОДИН

Немецкая мультипликация, Дом кино, 20 января Свобода в выборе средств выражения, свобода ассоциаций

Покушение на Россию, Сахаровский центр, 25 января. Французские режиссеры сделали фильм о взрывах домов в России перед 2-ой чеченской войной. Версия - это провокация ФСБ, чтобы оправдать войну.

Пропаганда - это навязывание своего мнения. То есть заранее есть мнение и его мы стараемся вложить в чужие головы. Нас не интересуют чужие мнения - или интересуют, но только с точки зрения их опровержения. Мы не собираемся излагать факты вокруг событий, тем более факты, которые, которые не согласуются с нашей точкой зрения.

Конечно, людям нужна не пропаганда, а исследование. "Фильм сделан на деньги Березовского, но хотя бы так он старается искупить то, что сам виноват в теперешней политической системе России" . О Дагестане, который был перед самой войной, не сказано ни слова.

Кто-то выступил и сказал, что это тоже провокация ФСБ. В таком разе почему бы об этом не сказать?

Пропаганда - у нас это слово с негативной окраской, памятуя о государственном духовном насилии.

Насильно мил не будешь ... Но есть пропаганда своих частных идей, своих взглядов на мир, на ситуацию.

Рассказ о своих взглядах это одно, а пропаганда - это другое, это в некотором смысле навязывание своей точки зрения и абсолютное неприятие чужой, чужая точка зрения даже не обсуждается, умалчивается. И это бывает тяжело...

Документальная поэзия - фильмы Пелешяна.

Первый фильм - "Времена года". Высокогорное армянское селение - выживание людей в этих условиях.

Горный поток несет овцу и спасающего ее человека. Замедленные кадры - стихия и человек, кадры останутся в памяти на всю жизнь. И спокойная часть скрипичной симфонии Моцарта (Вивальди?), которую часто исполняли в переходе на Манежной площади.

А быстрая часть симфонии - спуск стогов сена по склонам в долину - люди бегут впереди скользящих (на подстилках?) стогов, управляя их движением. Стога сливаются, образуя огромные стога, люди падают, опять встают, бегут.

Такого нигде не увидишь - и это не цирк и не спорт - это жизнь.

И еще - опять же спасая овцу человек катиться с ней по заснеженному склону, чудом уклоняясь от лежащих на пути камней.

Съемки, как сказал Пелешян, немного постановочные: реальные жизненные ситуации жители деревушки разыграли перед камерой - и сделали это с удовольствием.

Еще свадьба в этом селе, армянская минорная свадьба, невеста плачет. "А зачем она плачет"- спросил молодой человек, смотревший фильм.

ОДИН - фильм Олеси Фокиной о Норштейне.

"Мне не удобно в вашем присутствииделать Вам комплименты"- "Да ничего...". Кажется Норштейн на себя смотрит уже со стороны, как на некий персонаж своего фильма.

Человек, полностью погруженный в себя, в свое дело, в свои мысли ... И фильм собственно об этом - просто разговоры, рассуждения о жизни, о работе, о взаимоотношениях людей. Разговор после фильма как бы продолжил сам фильм ...

Полная погруженность в себя - поэтому и такое название - ОДИН.

"Капитализм - самый ужасный строй". С точки зрения экспериментирующего художника советское время тоже было не сахар - но тогда давали государственные премии, одновременно запрещая фильмы. Было то, чего быть не могло... Но самое интересное то, чего быть не может - и сейчас тоже... Сбербанк дал более 150 тыс. долларов на издание книги Норштейна - вряд ли тогда бы его издали.

1 February

Propaganda. Peleshian films. Norshtein / In Russian/. Still image from films on Baikonur

Сайт управляется системой uCoz