Поэзия кино

Poetic documentary



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

1 апреля 2011

Поэзия кино: Галантер, Грирсон, Эйснер

Фотография из фильмов о Байконуре

Борис Галантер, Дом Кино, 15 марта

Культурный шок. Поэтический документ.. Говорили, что все кино о русской деревне восходит к нему - это 70-80-е годы. Фильмы о людях, о природе, трогательные и эмоциональные. Роль музыки одна из основных - режиссер сам подбирает музыку.

Художественность в документальном кино. Галантер делал сначала сценарий, потом снимал, следуя за сценарием.

Его фильмы примирили меня с постановочностью в документальном кино - есть все же постановочная реальность.

Шаговик - лошадь смирно (даже смиренно) ходит по кругу и тем самым обучает скаковых лошадей ровному шагу Этот большой круг напоминает карусель, куда ставят скаковых лошадей. И финал - скачки и колесницы несутся прямо на оператора.

Это уже не наблюдение со стороны, но постановочность, но абсолютно реальная.

Или кадр, когда человек уходит с конем между заснеженных стогов сена и заборов-оград - очень точно выверенный кадр, но опять же реальный, не надуманный.

Когда я попросил скейтбордиста повторить его проезд, он не стал этого делать, сказав - вы же снимаете документальное видео. Новое время, новые - более скупые - средства выражения.

Клуб документального кино, кинотеатр "Художественный"

Эйснер - новосибирский режиссер. Фильмы, где музыка играет одну из основных ролей, хотя фильмы совсем не музыкальные по теме.

1986 год - труппа передвижного театра в Якутии, 2002 - видеонаблюдение за маленьким мальчиком. Режиссер случайно услышал его разговор с мамой, и его поразила необычность разговора.

2008 год - бизнесмен из Сибири, как он работает.

Поток наблюдений - за героями, за окружающими героев людьми, просто град рядом с домом мальчика. И все это вплетается в повествование фильма, и все уместно. Собственно как и в жизни - все уместно.

Частое использование музыки, дающее настроение - то игриво-ироничное, то лирическое. Даже жутковатые подъезды новосибирских домов не создают уныния. А мужики, сбивающие пыль с ковров во дворе, становятся чуть ли не лирическими персонажами.

Там же - в Художественном кинотеатре - были фильмы Волчанской (см. текст прошлого месяца). Обсуждения там очень серьезные - пожалуй, нигде таких обсуждений я не слышал.

Грирсон - два фильма. Рыболовецкие паровые шхуны и скорый почтовый поезд. Показывается то, что вокруг нас. И пафос деятельности, значительности того, что сделал человек.

Первый фильм, Грирсон режиссер. Море, рыба (даже под водой), чайки, люди и их работа. Поэтизация обстановки, повторы эффектных кадров.

Современное кино лаконичнее. В том кино образ создается через монтаж, в некотором смысле манипуляция эмоциями, их навязывание. Современное кино менее монтажно - более достоверно?

Второй фильм, в котором Грирсон продюсер.

Рабочие чистят детали остановившегося поезда. Сотни мешков с письмами перегружаются на остановках, сбрасываются и принимаются на скорости с помощью хитроумных приспособлений. Сортировка писем в самом поезде.

Стихи Одена о почтовом поезде очень хороши. Кажется под музыку Бриттена.

Короткие разговоры во время работы - сказали, что это постановочные кадры. Тогда, может быть, иначе было невозможно снять: "- Перед камерой повторите ваш разговор!". Теперь это можно было бы сделать простым наблюдением.

Кстати Грирсон снимал фильм вместе с Флаэрти, у них были разногласия - Флаэрти снимал без сценария, Грирсон - обязательно со сценарием.

Флаэрти в "Нануке", например, заранее ставил камеру и снимал приближающегося к лунке Нанука, а дальше крупным планом - как он ловит рыбу. Постановочный это кадр или нет? Теперь, пожалуй, сделали бы более документально - камера следовала бы за Нануком.

Снимать сейчас можно более документально.

Значение звука. Первый фильм был немой, второй звуковой. И звук использовался очень по делу - реальные шумы поезда, короткие рабочие разговоры, краткий закадровый текст и стихи, музыка.

1 April

Poetic documentary films/ In Russian/ Photo from films on Baikonur

Сайт управляется системой uCoz