Йорис Ивенс

Joris Evens



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

1 июня 2012

фото из Линово.

Йорис Ивенс

Тоже в Художественном кинотеатре. Донбасс, 1932 год

Поэтика стройки. Клепальщики - мне всегда бросались в глаза многочисленные заклепки - теперь я знаю, как они делаются. Циклопические трубы, сооружения - и маленький человек на них. Как это строилось - немыслимо! И вся это покупалось где-то за границей!

Детали стройки: очереди приехавших на работу, бригада заклепщиков, английский специалист разговаривает с русскими рабочими, не пришел крановщик - что делать?

И разговор после фильма (в титрах еще "фильма", а не фильм). Ивенса пригласили снимать в СССР. Он уже у себя в Нидерландах снял несколько авангардных (?) фильмов - поэзия дождя (ДОЖДЬ в Амстердаме), поэзия механизмов (МОСТ - раздвижной, поднимается вверх). В этих немых фильмах видеоряд и музыка.

Фильм, сделанный про Донбасс в СССР не показали (а за границей?) - а фильм интересный, реальная работа людей, что всегда интересно. На следующем фильме Ивенс "исправился" и сделал пропагандистский фильм: стачки угольщиков в Бельгии, и строительство московского метро.

Наша глупая пропаганда сыграла очень хорошую службу - но на Западе. Во-первых, очень просто было разоблачить ложь, которую мы говорили о себе, а Ивенс о нас. А, во-вторых, они наматывали на ус ту правду, которую мы говорили о них - и постепенно изменяли ситуацию у себя. Они обязаны были считаться с существованием страны, которая декларировала (хотя бы только декларировала!) приоритет рабочего класса.

Пропаганда внутри СССР действовала разлагающе - люди жили в раздвоенном и перевернутом мире, им говорили, и они говорили одно, а делали - вынуждены были делать - другое. Поэтому мы жили в совершенно иррациональном мире, несмотря на якобы рациональность теорий. Задача переделать - и сразу все - конечно же, непосильна человеку.

Ивенс представляет собой иллюстрацию к книге Чеслава Милоша о приспособлении людей к социалистическому режиму. В первом фильме о Донбассе он снял и показал не все (не показал быта людей, строивших великую стройку), а во втором фильме он уже просто врет. Задавай себе простые вопросы и старайся просто и честно на них отвечать.

Но на самом деле не все так просто. Выбор без права выбора - ты выбирал одно зло,так как убегал от другого. Как в видео МЕЖДУ ВОТОКОМ и ЗАПАДОМ. Это теперь нам просто рассуждать….

Ивенс был покорен энтузиазмом людей, вся его съемочная группа и сам он, как говорили, жил вместе с рабочими. И кажется, что правда могла бы стать настоящей пропагандой, пропагандой, которая работала бы не на Запад, а на СССР. И, наверное, такие мысли у Ивенса были. но этого не разрешали делать.

ДОЖДЬ, МОСТ и другие его фильмы есть в интернете.

1 June

Joris Evens and his films/ In Russian/ Photo from my trip to Linovo (Ukraine)

Сайт управляется системой uCoz