"Graphics of Boris Budinas"

Eisenstein.ru

Films in Eisenstein.ru



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

10 октября 2013

Eisenstein.ru

Фото - Линово, сентябрь.

Фильмы в библиотеке Эйзенштейна, посвященные недавно покинувшим этот мир кинематографистам.

Балабанов - ученик Германа. Его первые фильмы-короткометражки: наблюдение за музыкантами в Екатеринбурге, откуда он родом - 85-86-87 годы. Какая тогда была видеотехника? Я вспоминал свои первые опыты с видео. Уже постановочное видео - но тоже с музыкантами: две девушки вертятся около них.

"Трофим" и фильм о хижине прокаженных в Якутии я уже видел. Говорили, что Балабанов ставит фильмы-притчи: непонятно кто оказывается в непонятной среде и там себя проявляет. Сценарий ТРОФИМА Балабанов писал для Сельянова к 100-летию кинематографа, но потом поставил сам.

Мужик убивает брата в избе, неудачная попытка повесится, поезд в город, кабак, публичный дом. И везде он рассказывает, что зарубил брата, который с его женой... Полицейские его забирают.

А 100 летие кинематографа тут вот причем: мужик приезжает на вокзал, где снимают прибытие поезда, встает перед камерой, ее разглядывая, и портит всю съемку. Финал - движение вдоль Невы (мужика увозит полиция), и потом как бы продолжение движения в современной машине. Тут, кажется, фильм становится цветным. Та же музыка, нагнетающая напряжение. А дальше какая-то студия Ленфильма, Балабанов и Герман просматривают старинный негатив - прибытие того самого поезда, и из пленки вырезают лицо мужика: остается ничего не значущий обрывок....

Здесь, конечно, полно самых разных смыслов, все очень крепко завязано и состыковано. Пожалуй, этот фильм просто идеальная иллюстрация, что такое сценарий, что такое работа художника и режиссера.

По интернету посмотрел Балабанова ПРО УРОДОВ и ЛЮДЕЙ. Подумалось - откуда такой жуткий сюжет? И выясняется в конце фильма - порно-мазохистские фильмы снимались на заре кинематографа. И была пластинка, на которой сиамские близнецы исполняют русские песни. И на этих исторических реалиях Балабанов домысливает сюжет... Вытаскиваются забытые и как бы запретные реалии, но которые были и, кстати сказать, есть сейчас в пространстве неофициальной культуры. Я как-то не так давно вспомнил о цирке лилипутов, который ездил по Советскому Союзу и приезжал, кажется неоднократно, в Вильнюс. И я на этих представлениях в детстве был, и кроме любопытства ничего не испытывал ... Конечно вопрос, как в голове выстраивается именно такой зловещий сюжет? Эту зловещность Балабанов подчеркивает - улицы Петербурга безлюдны, по каналам ездит лодка-пароходик, из трубы которой валит густой дым. И у меня нет сомнения, что эта лодка тоже реалия того времени. И финал: владелец фотоателье - злой дух - ступает на льдину и уплывает на ней по Неве ...

Первый фильм Германа (в соавторстве), от которого он открещивался. Герман, кстати сказать, учитель Балабанова. Этот фильм я видел раньше: царский генерал сотрудничает с красными, его расстреливают белые .... Рок судьбы, где человек может поддерживать чью-то сторону, не разделяя взглядов этой стороны. Выбор без права выбора - ты поддерживаешь одних, потому что другие еще хуже ... Вспоминается рассказ Инны Исааковны о своем муже - потомок Воронцовых был советским партизаном и советским солдатом (keldysh.ru/budinas_video, фильм МЕЖДУ ЗАПАДОМ и ВОСТОКОМ) *****************

Дмитриев - директор Госфильмофонда. У него была плохая дикция. "Никому ницево не отдам" - его любимая фраза. Он сохранил архив негативов Госфильмофонда в лихие 90-е, когда бывшие союзные республики требовали негативы своих фильмов - он понимал, что это единственное место, где негативы могут правильно храниться. Позитивы, конечно, по требованиям печатали. Дмитриев снимался в небольших ролях. У него была очень характерная внешность. Плохая дикция пропадала, когда он говорил в кадре.

10 October 2013

Films in Eisenstein.ru (in Russian)/ Photo - Linovo, September