Эффект присутствия. Вспоминая 68-й год. Довлатов

Czechoslovakia 68/ Dovlatov



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

10 января 2012

Эффект присутствия. Вспоминая 68-й год. Довлатов.

Фото - Линово, декабрь 2012.

Моменты истины в рассказе - полное включение рассказчика в разговор, самое интересное в его рассказе. Важно выделить этот момент, не ошибиться. Я снимал, как мы с Лукерьей Андреевной ходим по селу. Конечно, ее разговоры. Думал про нарезку характерных видов села. Но что такое характерные виды села? Как я их сегодня воспринимаю? Или как я буду воспринимать завтра? Или воспринимал вчера?

Поэтому надо показать максимально достоверно - отсюда и непрерывная камера, максимальные куски непрерывной камеры. конечно, повторы надо удалять, но непрерывная камера дает эффект присутствия, его надо как можно больше сохранять.

То есть отвечаем на вопрос - что главное при монтаже? Это эффект присутствия, который хотелось бы чтобы возникал при просмотре.

Если это главное, то можно оставлять и какие-то шероховатости, и какие-то повторы или непонятности. Непонятное - ведь это интересно (отец Алексей Агапов).

Дом Солженицына, совместный российско-чешский фильм. Рассказывают о чехословацких событиях 68-го года. С российской стороны режиссер Максим Дашкин.

Основная история - чехословацкий коммунист, небольшой начальник был убит в 68-м. Машину расстреляли на дороге, когда "стреляла" сама машина - у нее барахлил мотор. К этой истории фильм постоянно возвращается: то рассказ шофера, который едет по той же дороге, то говорит дочь убитого, то зять, то внуки, которые вообще ничего не знают. "Но мы же вам рассказывали!".

И эта история перемежается несколькими другими рассказами - Литвинова, внука того самого Литвинова. Он в 68-м выходил на Красную площадь с плакатами. Рассказ бывшего солдата, которому в Чехословакии "открылись глаза", Простых сибиряков, у которых жил или с которыми дружил Литвинов, когда его сослали. Как проехалось это событие по судьбам людей.

"Я там впервые увидел туалетную бумагу" - несколько раз говорит бывший советский солдат, который теперь живет в Америке. " Мой дед дал интервью CBS, где говорил, что нужно с СССР вести холодную войну(!!!). Вернулся сюда и ждал ареста." "Я не был антисоветчиком, но боролся против постоянной лжи... Только потом я понял, что Ленин тоже преступник."

Максим Дашкин рассказывал о фильме. Делали его 3 года, деньги чешские. Они хотели сделать фильм о том, как останавливали коммунизм. То есть до сих пор это актуально, и, кажется, будет актуально всегда - мечту не задушишь и не убьешь. И почему мечта (или стремление) часто не превращается в реальность - это та постоянная проблема, с которой человек сталкивается каждую минуту. Были сняты и некоторые другие люди: другие солдаты советской армии, офицер, выводивший советские войска из Чехословакии, но эти рассказы не вписывались в концепцию "остановки коммунизма". "Я уже не имел контроля над монтажом фильма".

Довлатов - "Зона". Я понял, кажется, истоки его постоянных пересмешек и ерничаний - это опыт работы в охранником в зоне. Граница между добром и злом проходит в человеческих душах, а человек одновременно и велик, и низок. И собственно над этим мы все время и потешаемся.

Одновременно мне дали книжку воспоминаний о Сталинграде - пишут дети, жившие в Сталинграде в 1942 году. И некоторые пережили там все бои... Парадокс заключается в том, что такая книга невозможна была в советское время. И даже дело не в некоторых деталях типа того, что оставшиеся в Сталинграде семь потом считались бывшими на оккупированной территории: "Мы снимаем с вас сталинскую стипендию, так как вы были под немцами..." Сами бытовые детали тех дней, весь этот ужас, когда люди днями сидели в вырытых щелях, был оттесняем военной героикой.

Хотя был же Виктор Некрасов... Кстати он потом как-то писал: "Пишу сейчас какой-то сценарий документального фильма об Аргентине, где никогда не был ..."

10 January 2012

Film about 1968 Czechoslovakia events/ Dovlatov/ In Russian/. Photo - Linovo, December 2012/

Сайт управляется системой uCoz