"Graphics of Boris Budinas"

Гельфанд 100

Gelfand 100



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

3 сентября 2013

Гельфанд 100

Фото - цветы

Столетие Израиля Моисеевича Гельфанда. Конференция, математические доклады, рассказы о нем. Не окончил школу - выгнали как классово чуждый элемент. В Москве жил у родственников, ходил (и даже работал) в библиотеке Ленина, самообразовывался. В начале 30-х уже в МГУ, преподавал, аспирант Колмогорова

Из Википедии

Колмогоров: разговаривая только с двумя людьми, я слышал голос свыше. Один из них Гельфанд ....

Келдыш: вред от невыезда Гельфанда за границу гораздо больше, чем предполагаемый вред от его выезда...

Из выступлений

Гельфанд: мне дано, и я поэтому должен... (Гиндикин?)

ЗАОЧНАЯ ШКОЛА - в Америке Гельфанд создал американский аналог ЗМШ. "Кажется от нее было больше толку, чем от всех указов американского президента..."

Выступление в КИОТО - цитаты. Ум и мудрость. Важность неформализованного знания. Теперь все больше формализации, она всего не может объять...

Кириллов - к сожалению его подход не в моде: надо тратить время на понимание основ, а не просто манипулировать уже полученными результатами и получать новые.

Есть съемки Гельфанда.

Его подход: не взбираться на вершину, доказывая сложную теорему, а, взобравшись на перевал, окинуть взором окрестности и понять, где надо строить мосты, где туннели - как обустроить окрестности

Из рассказа Гельфанда: увлечение математикой - как это у него было в 13-16 лет, какие задачи он решал (вот это память! - правда, метода решения одной задачи он не помнит)

Анекдоты от Гельфанда. Что такое аборт, спрашивает мальчик. Родители ему стараются объяснить. "А где ты это слово встретил?" - "Что-то ударилось о борт корабля..." Надо хорошо понимать, о чем разговор.

Для решения проблемы надо вылезти наружу, возвращаться к постановке задачи. Вот мной услышанный когда-то пример этого. Зенитки на кораблях не сбивают самолетов, поэтому их можно убрать - но они самолеты отпугивают!!!!

Другие люди о Гельфанде.

Выработка языка - а уже потом логика. Логики нет, если ее не положишь сам, если не дашь ей основания, не сделаешь фундамента для нее. Язык подсказывает логику. Нужные понятия - язык - подсказывают решение проблемы. Много работал в биологии, медицине. Математики постоянно имеют дело со структурами, они могут структурировать знания. Только захотят ли они это делать - гораздо безопаснее копаться уже в готовых структурах.

Работая в видео, я фактически структурирую... Есть реальные съемки, и на них накидывается некоторая структура, их упорядочивающая. Иногда говорят - режиссура, иногда говорят - сценарий. Это не художественные съемки, когда ты эту структуру сам придумываешь - тут ты ее выявляешь... И, конечно, можешь сделать это совершенно по-разному. Кажется, Эйзенштейн учился математике...

На конференции были чисто математические доклады, биолого-медицинские. Вирусы - это как клетка, но он не синтезируют белок. Они живут в других организмах, влияя на их функции. Иммунитет борется с пришельцами, в некотором смысле не вирусы, а иммунитет губит человека - вирусов столько много, что иммунитет с ними борется очень грубо.

Человек заговорил о формализмах не так давно - в математике это программа Гильберта, начало 20-го века. Может быть, отделение церкви от государства это один из первых шагов формализации общественной жизни. Сейчас формализм побеждает - на языке XML хотят описать всю онтологию человеческого знания (см. предыдущий месяц Linked Open Data).

Из речи Гельфанда в Киото (приблизительно) - нужен новый язык глобализации, где есть место слову "совесть".

3 September 2013

Gelfand 100 - conference in Moscow/ In Russian/. Photo - flowers from Putivl