"Graphics of Boris Budinas"

РОЛАН БАРТ

Roland Barthes



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

1 октября 2014

РОЛАН БАРТ

Фото Юры Демченко.

Выдержки из ВИКИПЕДИИ.

В юношеские годы оформились две основные черты творчества Барта: левые политические взгляды и интерес к театру. В 1948-1950 годах он преподаёт в Бухаресте, где испытывает влияние семиотических идей А.-Ж. Греймаса. Для реализации проекта тотальной критики буржуазной культуры Барт создал и фактически возглавил левую интеллектуальную группировку в составе Ф. Соллерса, Ю. Кристевой и других - так называемая группа "Тель Кель".

На протяжении 1960-х годов Барт путешествует по США и Японии, где выступает с лекциями. В это время он опубликовал свою самую знаменитую статью "Смерть автора" (1967), чье название часто используется как выражение сути его философских взглядов. "Смерть автора" означает не конец авторства, а избавление современной словесности от диктата однозначной авторской интерпретации смысла произведения. В 1971 году Барт являлся приглашенным профессором университета в Женеве.

С 1970-х годов начинается наиболее оригинальный этап развития Барта - постструктуралистский. Постструктурализм предлагает перенос внимания исследователя с моделирования языковых систем на анализ динамичного процесса "означивания". В противоположность рационалистическому сциентизму, постструктурализм предполагает историзм. Постструктуралистские установки Барта нашли свое выражение в работе "S/Z" (1970), которая представляет собой детальный анализ новеллы Бальзака "Сарразин".

Там, где смерть автора, начинается письмо... Собственно, там начинается работа-разговор без дураков

Цитаты

Суммируем. Третий смысл иначе структурирует фильм, не подрывая повествовательности (во всяком случае, у Эйзенштейна) , и, может быть, именно поэтому на его уровне, и только на его, выступает наконец собственно "филъмическое" (filmique).

Фильмическое в фильме есть то, что не может быть описано, это представление, которое не может быть представлено. Фильмическое может проявиться лишь там, где кончается язык и артикулированный метаязык. Все, что можно сказать об "Иване Грозном" или "Потемкине", в равной мере могло бы основываться на письменном тексте (который назывался бы "Иван Грозный" или "Броненосец "Потемкин"), исключение составлял бы открытый смысл;" я могу все прокомментировать в Ефросинье, кроме тупости лица: Фильмическое заключено именно там, где артикулированная речь становится приблизительной* и начинается иной язык .

Может быть, именно об этом ином тексте и думал Эйзенштейн, когда говорил, что фильм следует не просто смотреть и слушать, но что нужно в него всматриваться и вслушиваться. Такое всматривание и вслушивание, естественно, не подразумевает простую мобилизацию разума (требование мелкое и банальное), но подразумевает настоящую трансформацию процесса чтения и его объекта, текста или фильма, великого вопроса нашего времени.

Вынужденное проступать вне цивилизации означаемого, фильмическое (несмотря на бесконечное число производимых в мире фильмов) еще очень редко (несколько вспышек у Эйзенштейна, может быть, где-то еще?), оно настолько редко, что позволяет утверждать: фильм, так же как и текст, еще не существует

1 October 2014

Roland Barthes (sorry - in Russian) . Jury Demchenko photo