"Graphics of Boris Budinas"

АРТДОКФЕСТ. Созидающее видео. Видео как провокация

Artdocfest - December 2013



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

4 января 2014

Фото - Линово

АРТДОКФЕСТ. Видео как провокация. Созидающее видео

АНТОН ТУТ РЯДОМ, созидающее видео Гимн видео камере в конце фильма. Перед ней раскрывается Антон, она позволяет режиссеру войти в его мир - ведь сразу ОNLINE ты многого просто не видишь и не замечаешь. Мать Антона перед смертью просила "Дайте мне посмотреть..." Созидающее видео, в отличие от разрушающего.

Антон аутист, официально такого диагноза в России нет. Человек, замкнутый в себе. Аутизм может, как в случае с Антоном, внешне особо не проявляться. Только речь порой нечленораздельна, но может быть моментами и вполне правильной. Все зависит от степени болезни. "Каждый в некоторой степени аутист, " - как-то сказали мне. Мы уходим в себя, но можем вернуться, они - нет. Для них самое важное - любовь. Мы можем пережить отсутствие любви, они же погружаются в себя и могут вести себя согласно каким-то внутренним импульсам - метаться из стороны в сторону, просто выть... То есть просто доводить до крайности то, что делают все. Театр Ежи Гротовского или танцы Танаки - это оно и есть, максимальное выражение внутренних ощущений... Театр этого как раз и требует.

А БЫЛА ЛЮБОВЬ ...

Семья в небольшом российском городке. Перипетии судьбы - последствия советской системы? ПОМОРЫ - люди, живущие на Белом море. "Уходили подальше от властей, обустраивались. Потом приходила власть и требовала налогов, люди уходили дальше..." "живем у моря, но семгу ловить нельзя. Но конечно ловим..." Дважды в сутки - большая вода, приливы, кое-где достигающие 12 метров. На отмелях ставят сети, рыба приходит с водой, потом сети проверяют - надо успеть до чаек...

КУСТУРИЦА - трагикомедия жизни. И Кустурица ее разыгрывает в кино и наяву. Динамичный фильм - какие-то его рассуждения, высказывания о нем. сожженный родительский дом в Сараево - "Я туда больше не приеду". Из Франции по телефону участвовал в начавшемся югославском конфликте. "Говорили, что настоящий Кустурица воюет с автоматом, а не снимает фильмы". "Я не тот, за кого меня принимали..."

ПОЛЕТ.

Две девочки спрыгнули с крыши многоэтажного дома где-то в российской глубинке. И детям в школах говорили - нехорошо они сделали, у них матери, учителя... А о самих девочках ни слова - чего они хотели, что им мешало, что их довело до самоубийства. Фильм прослеживает несколько подростков из этого города на протяжении лета: какие у них были проблемы в школе, как они проводят лето, как они собираются решать свои проблемы сейчас. И вывод неутешителен: все стали "умнее" - "Все равно ничего не поделаешь ..." Время от времени говорят о детских проблемах взрослые люди - разные "депутаты", Чулпан Хаматова. "Я шла в школу как в тюрьму..."

Немного от игрового фильма - интервьюируемые "депутаты" сидят в кресле на зеленой лужайке и говорят. И их главные высказывания появляются большими буквами рядом с ними на экране. Поясняющий закадровый текст - тут он очень уместен.

ЛАМПА НАКАЛИВАНИЯ

Завод, изготавливающий такие лампы, теперь уже единственный в России. "Такие лампы нужны, их покупает Белоруссия". "Как утилизировать новые лампы никто не знает..." Очень хорошо показан сам завод, работа на нем. И музыка - классический легкий ритм и работающие станки, лица людей, погруженных в работу, их обеденные разговоры. Просто замечательно! И всякий телебред про нанотехнологии на фоне лиц рабочих, смотрящих это по телевизору. Похороны лампы накаливания на форуме молодежи на Селигере: "Лампу Ильича хороним.. Ильич - он наверное эти лампы придумал. Как Менделеев - таблицу Менделеева"

Эстонский фильм. Работники завода "Двигатель" получили когда-то землю под дачные участки. Теперь их отдают рядом находящемуся аэропорту. "Мы им не нужны..." Проблемы с гражданством. Фильм снят, как я понял, по заказу чешских и эстонских организаций по правам человека.

Косаковский ДЕМОНСТРАЦИЯ. Несколько десятков испанских студентов (учащихся у Косаковского?) снимали молодежную демонстрацию, кажется, в Барселоне. А вечером в театре ДОН КИХОТ. И музыка балета сопровождает кадры демонстрации и уличных беспорядков. В перерывах музыки - старый испанец с антикапиталистическими плакатами. То он сидит или стоит на еще мирной площади, то он в гуще демонстрантов, то разговаривает с кем-то. Я подумал - неужели возникнут сцены из балета... Авторы воздержались, но явно этот вариант рассматривался...

Фильм о северной сельской жизни. Рассказы жителей села явно на камеру. Камера, провоцирующая детей, пьяных мужиков - некий современный стиль съемок. Ставится неподвижно камера и запускаются люди в кадр - как они себя поведут? Взятие Новороссийска в 43 году, рассказ за кадром, фотографии, разговор с офицерами - какого там было...

ЗИМА, УХОДИ. О протестном движении - реальные съемки подготовки митингов, сами митинги. ПУСИ РАЙОТ - Интервью с ними перед вторжением в Храм Христа Спасителя, кажется ВВС (это видео-провокация и есть), Съемки их внутри Храма ….

Реальность разная - есть тягомотина жизни, есть какое-то ее движение. И мне именно движение интересно. Хотя, конечно, в этой тягомотине движение и появляется... Но именно всматриваясь пытаться найти это движение... А то можно вполне удовлетвориться тем, что есть. Простые ситуации у Чехова, рассказы как бы ни о чем... Движение, может быть, скрыто в неизбывной тоске, в ощущении, что это все неправильно.

Камера меняет мир - она может провоцировать (реалити шоу), но может и помогать жить...В фильме Косаковского ДЕМОНСТРАЦИЯ пожилой испанец кричит "Капитализм это убийца!" и бросается под милицейские машины. И в толпе можно услышать выкрик: "Прекратите снимать, вы его провоцируете!" То есть то, что снимается, не настоящее, а вызвано самой камерой. Таких примеров много. И если после этого режиссер говорит о несуразности жизни, то ему можно ответить - "Вы же сами такую жизнь и создаете!" То есть происходит то, что в некотором смысле вы хотите... Особенно это ощущается в документальных фильмах, но снятых постановочно: ставится свет, собеседника сажают перед камерой, и он чувствует, чего от него ждут...

Видео, провоцирующее людей ... Но на что? В этом главный вопрос - что мы ищем и что мы провоцируем, опускаем мы или поднимаем человека, да и зрителей тоже?

4 January 2014

Artdocfest - December 2013/ Documentary films as provocation(in Russian)/ Photo - Linovo village