"Graphics of Boris Budinas"

Алексей Погребной, Тофик Шахвердиев. Милош. Документальность

Pogrebnoy, Shahverdijev/ Lithuanian film about Milosh



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

4 января 2014

Фото - Линово

Фильмы

Алексей Погребной, Тофик Шахвердиев. Милош. Документальность

Погребной - фильмы о людях экстремальной судьбы. В МосАрхиве показывали СЕЛЬСКИЙ ФОТОГРАФ и НЕЖНЫЙ ЖАНР.

Первый о колхозном конюхе, который дома фотографировал даже тогда, когда в село еще не провели света: проявлял в темной яме, считая секунды в уме, при печати - уличный свет через окно вместо лампы. Разъезжал по городам, покупал пластинки с классикой. Очень хорошие снимки жены, детей. Снимал для себя, жена первый и единственный ценитель. Как-то показал зашедшему знакомому - жена плача сожгла альбом...

Нежный жанр - человек из старообрядческой деревни уходит на пенсию и начинает маслом рисовать ню. "Перед глазами до сих пор - купающиеся девки военных лет, а мужиков-то нет". Рисует и иконы. "Никто ему благословения на это не давал" - это говорит священник. Комментарии жены художника - забавные, но всегда уважительные...

Смотрел по интернету - фильм Погребного ПРОСТИТЕ, ЧТО ЖИВУ. Очень миловидная женщина и просто умница - и родовая травма, очень короткие ноги. "Куда тебе рожать, ты брюхом по земле будешь волочиться" - но она родила. Бесконечные мытарства - "Сделали новые ступени, не могу подняться..." "У нас природоохранная зона, а тут рыли котлован, я легла под ковш экскаватора - остановила. Теперь тут заказник..." "Село опустело, света не стало, а я тут поселилась. Чтобы свет восстановить, говорят, запишись в фермеры. А какой из меня фермер?"

Шахвердиев - ДВА МАЛЬЧИКА, КОТОРЫЕ НЕ ПЬЮТ - современная русская деревня, где курят и пьют с малолетства. Зарисовки, снятые за пару дней. Но разговоры - в основном с детьми. Монтаж реальности, то что снято на скорую руку. Хотелось ли приехать туда еще и продолжить?

В РЯЗАНИ ГРИБЫ С ГЛАЗАМИ - два рязанца. Дворник, учредивший литературную премию и фотограф Женя Каширин, рассказывающий байки одна за другой.

Фильм, который раньше показывался на фестивале визуальной антропологии. Африка, дети, вернувшиеся с войны, их вербовали насильно под угрозой смерти. И рассказ о теперь уже молодых людях. Обрывки их рассказов и в основном закадровый голос антрополога, которая объясняет ситуацию. Более того, она почти всегда в кадре, как будто бы без нее герои фильма сделали бы какую-то оплошность. Фактически людских судеб - глубинных переживаний - там нет, а есть почти беспристрастная констатация фактов. Когда-то я видел другой фильм, о психологической трудности для этих людей войти в нормальную жизнь, о трудности общества принять таких людей, детское прошлое которых может быть полным насилия и убийств. Тут один герой говорит об этом, но уж очень спокойно

Не обязательные кадры - их не надо. Если это обычные кадры (например, поезд едет), То, по крайней мере, визуально они должны быть хороши.

Милош - литовский фильм. Документальность

Милош - литовский фильм, очень длинный, 3 часа. Милош рассказывает сам, фрагменты каких-то американских интервью. Разные люди о нем - американский профессор, его секретарша, польские и литовские исследователи творчества Милоша. О нем говорит Томас Венцлова - похоже он был приверженец манихейства - все реальное, материальное - это зло, благо это духовность. Природа полна зла. "Одиночество, сидел в этом кресле и один пил виски ...". " Моя жизнь проиграна ..." "Для кого я здесь в Америке пишу? Для чаек, которые кружат над морем...". "Нобелевская премия показала, что жизнь частного человека все же может быть услышана" - так, кажется, выразился Томас Венцлова.

Письмо Иоанну Павлу II, своему польскому Папе римскому. Интересно, что там было в письме, письма в интернете не нашел

Похоронен в Крипте заслуженных на Скалке, там похоронены 13 деятелей польской культуры.

По большому счету два типа документальных фильмов. События и параллельно рассказы и наблюдения о событиях. Так сказать видео ON LINE - репортаж Может быть рассказ о свершившемся уже только за кадром - и ассоциативный видео ряд, реального уже быть не может. Или может быть рассказ, где рассказчик так или иначе присутствует. Он может совсем редко появляться в кадре. А иногда хорошо, если надолго появляется - ведь это сам рассказчик!!! Хорошо, когда рассказ сопровождается кадрами с самим рассказчиком - он что-то делает, просто ходит. Но кадры "под голос" должны быть интересные - вообще не должно быть проблемы с размещением визуально интересных кадров, они почти везде будут уместны ...

Документальность

Фильмы Мелетина о Евтушенко - он смотрит хронику своих выступлений 70-х годов, которая снималась ВГИКовскими студентами (может быть и Милетиным как оператором), и делает свои комментарии. Наблюдения за естественными реакциями человека всегда интересны. Как он оценивает то время, себя в то время - он уходит от ответа. Только сожалеет о "недоразумениях" с братьями поэтами-писателями. Был еще один фильм Милетина, но в нем мало документального материала.

Я даже подумал о такой оценке документального кино - смотреть только на документальную часть, на то, что остается, если убрать все "измышления" автора. Монтаж это не измышления, его убрать нельзя. Но убрать все наносное - организованные автором побочные съемки. У Милетина - дети читают стихи, рисуют, постоянная фигурка ангела над монастырем, стихи за кадром - это отсебятина. Посмотреть "сухой остаток" - что остается в фильме документального. Конечно рисующие ангела дети и сам ангел над монастырем могут быть очень даже уместны, если, например, за кадром звучит документальный рассказ ...

Часто говорят о драматургии - надо говорить не о ней, как о нечто наносном, привнесенном, а о правде жизни...

Отсебятина хороша, когда подкреплена хорошим документальным материалом. Например, документальный рассказ и ваши ассоциативные съемки. Или документальные съемки и ваша отсебятина - стихи, рассуждения (Ромм ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ или ПУТИНА). Когда "вытягивается" художественность - это утомительно. Конечно хорошо, когда документальные съемки и документальный рассказ - но эти две документальности не должны спорить друг с другом, надо не терять фокус - главное ...

4 January 2014

Pogrebnoy, Shahverdijev/ Lithuanian film about Milosh (in Russian)/ Photo - Linovo village