"Graphics of Boris Budinas"

Параджанов. Йорген Лет. Кинопоезд 2013

Sergey Paradjanov/ Jorgen Let/ Winter/



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

3 апреля 2014

Параджанов. Йорген Лет. Кинопоезд 2013

Фото - графика Лидии Тимошенко-Кибрик

Выставка Параджанова на Солянке, фильмы о нем, его фильмы

Его фильмам нужна некоторая преамбула, пояснение, по крайней мере, мне - это повествование изобразительными эпизодами, декоративными фрагментами. Особенно это видно в ЦВЕТЕ ГРАНАТА.

Первый фильм "Андрияш" - стихотворная сказка, Параджанов художник-постановщик. Все искал его руку - кажется, находил...

Второй фильм - ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ. "У Тарковского все скупо, выверено. Это сухое шампанское, Брют. У Параджанова все бьет через край - это глинтвейн." Особенно эти слова относится к этому фильму. Каджый эпизод решен изобразительно очень своеобразно - ракурсы, композиция, декорации. Длинные кадры, движущаяся камера, порой беспорядочно движущаяся (на бегу). Съемки через ветви, листву, траву - такие съемки только в этом фильме, дальше Параджанов их не использует. Условности меньше, чем в следующих фильмах, но они уже есть. Обряды - но они по своей природе условны. Иногда (редко) впечатление просто нарезки эпизодов - но очень изобразительных. В других фильмах это просто становится нормой - титры иногда отмечают такие эпизоды. Но повествование в этом фильме держится, его уже как бы и нет в ЦВЕТЕ ГРАНАТА.

Фильмы по кавказским мотивам - САЯТ НОВА, АШИ КЕРИБ, ЛЕГЕНДА о СУРАМСКОЙ КРЕПОСИМ Все фильмы чем-то похожи - изобразительность давлеет над повествовательностью. Параджанов упивается декоративностью - порой кадры просто напоминают его коллажи. Часто крупные детали фресок, рисунков, книжных иллюстраций.

Интересен звук в фильмах - в САЯТ НОВА (Цвет граната) закадровый голос читает Библию и отрывки из текстов Саят Новы. Конечно шумы и музыка. Звук как бы отдельно от изображения (даже когда разговор) - такое я уже где-то встречал.

Хорошо сделали выставку на Солянке: на столе кувшины, вазы, фрукты - как будто бы натюрморт сошел с его картины. Глинтвейн не испортишь, если бросишь в него лишний фрукт - Параджанову не важны детали, важна изобразительность: та же сцена вдруг может продолжаться уже с изменившимися декорациями. Просто для него не в этом дело....

АШИК КЕРИБ видел раньше - но не понимал, не отделяя повествования от декоративности: ты ждешь повествования, а его нет.

Йорген Лет - ВОСКРЕСЕНЬЕ в АДУ.

Однодневная велосипедная гонка - механизмы гонки, разбросанные по фильму: судьи, зрители, тактические ходы спортсменов. Условия самой гонки, кадры ее истории, когда велосипедисты буквально тонули в грязи, демонстрации и пикеты - против фирм-организаторов гонки (увольняют рабочих). Ты погружаешься в атмосферу гонок, в ее механизм - ведется подробный рассказ понимающего человека. Лет с детства интересовался гонками, все там знает и даже был долгое время комментатором ТУР де ФРАНС. Финиш - Лет объясняет, что и как. Подиум, детали про рекламу (это же никто не знает, что в контакте написано - выпить бутылку воды до конца!). Душевая, возбужденные лица - "Через неделю эта же компания соберется на очередную гонку...". Начало фильма - долго чистят велосипед, приезжают лидеры гонки, массаж, завтрак, пелетон перед стартом. Съемки с вертолета, с разных машин сопровождения, на промежуточных пунктах - больше 20 операторов. Фильм полон деталей, которые создают впечатление, чуть ли не твоего участия в событии.

Вообще Лет знаменит и другими своими фильмами - то, что называется сейчас видео артом, перформансами. СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК. "Человек кушает. Кушает человек. Вот ухо.Ухо. А это рот. Челове идет. Человек падает. Человек спит." И в заключение человек что-то бормочет. Фильм с чисто абстрактно-бесчувственных внешних символов, связанных с человеком.

В интернете смотрел ПЯТЬ ПРЕПЯТСТВИЙ - эксперимент Ларса Триера с Йоргеном Летом.

Ларс фон Триер ставит перед Летом разные задачи-препятствия: сделать римейк фильма СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК, но с разными ограничениями. Например, все фрагменты фильма длиной не более 12 кадров, или сделать мультфильм, или сделать современный вариант СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА...

Или такой вариант препятствия - погрузить человека в среду, которая вроде бы не может оставлять этого человека безучастной (самое убогое место на земле). Но в этом случае Лет ставит полупрозрачную ширму - она отделяет реальный мир от безучастного символического.

Мне кажется получилось пугающая своей прямотой метафора отношения "цивилизованного мира" ко всему остальному: изысканно одетый человек смакует еду, что-то неразборчиво бормоча о своих проблемах. Реальный мир - за полупрозрачной ширмой.

Антропологическое кино - кино о человеке, но не о себе - о другом человеке, не о себе. Толстой писал "Заботиться надо о других, не о себе: в заботе о других ты знаешь предел, в заботе о себе самом предела у тебя нет...". То же самое в рассказе о себе и о другом: в рассказе о другом ты знаешь, где остановиться, потроша самого себя ты не остановишься уже никогда. Вытаскивать наружу свои страсти - это в какой-то степени их распалять.

Фильм ЗИМА, кинопоезд 2013 года - наследие кинопоезда Медведкина. Фильм посвящен Крису Маркеру, показ в ДОМЕ КИНО.

Несколько видеосюжетов, снятых иностранными режиссерами, поездившими по России зимой. Особо интересные два - ВОДКА и ЖЕНЩИНЫ. Рассказы в основном за кадром - это теперь часто встречается. И умение создать видео ряд - лучше абстрактный, ассоциативный, может быть связанный с рассказом, но не непосрественно.

3 April 2014

Sergey Paradjanov/ Jorgen Let/ Winter/ Photo - graphics of Lidija Timoshenko