"Graphics of Boris Budinas"

ОБРАЗЫ РЕАЛЬНОСТИ. Колядки

Festival - Visions of Reality/



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

3 апреля 2014

ОБРАЗЫ РЕАЛЬНОСТИ. Колядки

Фото - графика Лидии Тимошенко-Кибрик

CDKINO.ru - о фестивале ОБРАЗЫ РЕАЛЬНОСТИ в Швейцарии.

Есть много образов реальности - субъективность. Упор делается на том, какой образ, как показывается. "Мы не гонимся за актуальными событиями, для нас важна форма. Например, мы ничего не показывали про арабскую весну - нам присылали стандартные репортажи..." "Вообще есть просто кино - не важно, документальное или нет. У нас, например, был фильм-реконструкция событий"

Показали один, как сказали, показательный для фестиваля фильм. В тюрьме устраивается концерт заключенных, но зрителей не пускают, и родственники осужденных собираются перед воротами тюрьмы, куда поставлены громкоговорители. Фильм состоит из фрагментов, снятых неподвижной камерой. Первый план - тюремная стена и громкоговорители. Дальше - длинным крупным планом лицо слушающего, лиц 5-6, очень разные. И пение, как сказали - о свободе, но это и не важно. Зрители сидят, как на службе в церкви - каждый думает о своем, есть о чем подумать. То, что получилось, - здорово, современными средствами кинотеатр как бы превращается в церковь, где люди размышляют об очень серьезных проблемах.

У меня возник ряд вопросов. Почему режиссер отказался от показа панорамы - мы видим только лица. Что бы дала такая панорама, больше реальности? Но собственно не важно, постановочные это кадры или нет, если твои размышления уже запущены. Перед началом есть титры, объясняющие ситуацию. Лучше ли что-то показать, а не объяснять в титрах? Может быть форма умолчания, недосказанности, скупого изображения (как икона) - будоражит фантазию? Неподвижный кадр - это размышление зрителя. Если, конечно, дана некоторая платформа для размышления, информация к размышлению.

Это концептуализм. Концептуализм даже в таком узком смысле: мы придумали прием - статичная камера и лица, и этого приема-концепта строго придерживаемся.

Тут собственно вопрос не в том, чтобы показать событие, и не документ тут важен... Но не дал бы отход от фиксированного заранее приема нечто новое этому фильму?

Еще два фильма . Швейцарский шансон (Матерн), несколько парадоксальные песни, порой напоминавшие стихи Хармса. Лирика ему не удавалась, пел на Бернском диалекте немецкого. Диалект интересный, на нем говорят все в этом фильме - о Матерне рассказывают его родные, коллеги по юридической работе, музыканты, его друзья. Немецкие слова, конечно, угадываются, но говор какой-то мягкий, похожий на финский. В фильме для рассказов о Матерне хорошо подобран видеоряд - просто улицы, люди, старые фотографии или старые видео. При начале рассказа можно показать нечто отвлеченное - это хорошо. Вообще - свободу монтажу!

Еще один фильм - путешествие с отарой овец в горах зимой в поисках корма. Рядом небольшие городки, железная и автомобильные дороги. Мужчина и молодая женщина с ним, ночуют под открытым небом, иногда заходят к знакомым - этими дорогами мужчина ходит уже 30 лет. Люди и их работа, животные рядом - 300 овец, несколько собак и три осла, которые несут груз. Просто жизнь, с ее невыдуманными заботами - на выдумки просто нет ни сил, ни времени.... Местные жители, по-разному встречающие кочевников - одни выносят угощение, другие ворчат: через мою землю не ходите. "- Чего вы тут ходите?" "- Это моя страсть". Это, пожалуй, ключевое слово в фильме. "У человека есть две страсти - любовь и работа" - говорил Фрейд. Может мир был бы другим, если бы он исследовал вторую страсть так же подробно, как и первую?

Монтаж - по-другому - КОЛЯДКИ.

Монтаж, который я использовал в этюдах ПЕСНИ ХОТЬ ТРЕСНИ. Приезжаю в Линово, сессия съемок. Делаю видео резюме, которое потом используется как монтажный материал для работы в дальнейшем. Конечно появляются небольшие дополнения, которые берутся из "отбракованного" материала. Сам термин "отбракованный" здесь неуместен - как что-то можно отбраковывать, если ты даже еще не знаешь, как будешь дальше это применять?

Но на видео-этюде КОЛЯДКИ попробую другой подход. Тема задана и из снятого материала я выбираю то, что под эту тему подходит. И фактически под имеющийся материал - съемки и понравившаяся мне музыка - пишется последовательность эпизодов, которая должна быть и занимательная, и информативная. И это, пожалуй, другой способ

Кстати, как задалась тема "КОЛЯДКИ"? Несколько лет назад на Новый год я снимал ряженных, ходивших по Москве (причем они искренне думали, что святки - рождество - уже наступили) Потом снимал в январе в Путивле и в Линово - собрался довольно разнообразный материал.

В ПЕСНИ ХОТЬ ТРЕСНИ есть разговоры о народных песнях. Говорят, что народные песни на сцене отрываются от своей функции - я бы сказал, что они в большей степени отрываются от своей среды. Функции, особенно ритуальные функции, конечно у песен были, но со временем эта ритуальность расплывалась, песни наверняка пели гораздо шире. Песни просто помогали людям жить, "Нам песня жить и любить помогает...". В той же степени, как и современные песни. Но изменилась сама жизнь, вот и песни другие. Старые песни в новой жизни - для того, чтобы их как-то вписать новый контекст, их трансформируют под этот контекст, например, вводя современные инструменты, современные музыкальные созвучия.

3 April 2014

Festival - Visions of Reality/ Photo - graphics of Lidija Timoshenko