"Graphics of Boris Budinas"

ЗАБЫТАЯ ВОЙНА. Самоубийство Европы. Далеко от Вьетнама. Киноэссе

Far from Vietnam/ Suicide of Europe



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

2 мая 2014

ЗАБЫТАЯ ВОЙНА. Самоубийство Европы. Далеко от Вьетнама. Киноэссе

Фото из поездки в Линово

Интересные кадры первой мировой - их много хранится в архивах, причем хранится очень хорошо, с описаниями. Батальные сцены часто постановочные - камера никогда не находится внизу, солдаты лежат в окопах, камера смотрит сверху. Только несколько кадров - пехота бежит далеко впереди. "Они очень заботились о композиции кадра" - как раз те кадры, в которых эта забота меньше всего ощущается, наверное, и есть настоящие. Что не постановочно - то, что снималось после боя - раненные, хирурги и медсестры, разрушенные города.

В фильме - закадровый голос, поясняющий ход войны и интерпретирующий события. Дикторским текстом документальность размывается..... Для меня этому не было бы цены, если бы вместо своих комментариев (а видео ряд очень интересен) были бы, например, просто цитаты из газет того времени - тогда бы это был полностью документ. Автор там все равно присутствует, без него никак.

Фильм "Россия, которую мы сохранили" - документальные кадры 1910-13 годов, самые разные стороны жизни России. Но опять как было бы хорошо разнообразить и дополнить это информацией из газет или книг того времени - человек думает тогда, когда ему дают информацию для размышления, не только картинку. У нас в стране огромная проблема с этим. Да не только у нас в стране. Но свято место пустым не бывает - отсутствие информации заменяется ее манипулированием.

Первая мировая - самоубийство Европы (Денисов, 1 канал)

Очень содержательный фильм, изобилующий документальными деталями: и подвижные карты, и комментарии историков разных стран, и хроника. Документы тех времен: "Немецкая культура без немецкого милитаризма невозможна...", Фотографии разрушений, свидетельства карательных операций в Бельгии, обстрел Реймского собора. Русский экспедиционный корпус во франции, 40 тыс. соддат. Верден, современные съемки оборонительных сооружений. Кладбища, цифры жертв - 20 млн. погибших. Именно тогда Франция и Англия стали ввозить рабочих из своих колоний - из-за военных потерь людей не хватало. Цифры использованных вооружений - миллионы снарядов. Война, в которой артилерия играла главную роль. .

Ужас французов. Огромные их потери в начале войны вызваны, в частности, очень броским обмундированием (красные штаны, наверное, у них сохранились со времен Наполеона). Шотландские волынщики в юбках, идущие впереди атакующих, погибали первыми... Мир понял, что война стала другой. Как и вторая мировая война - тоже другая...

Мирный договор, Версальский мир. Последствие - приход Гитлера к власти

Пояснительный текст читает Бондарчук - ходит по дворцам, по кладбищам, по декоративным траншеям, но уже в форме. Это, кажется, необязательный оживляж. Но фильм очень хороший и информативный

Далеко от Вьетнама. Документальность

"Далеко от Вьетнама" - фильм 1967 года, участвовало много режиссеров: Ивенс, Якопетти, Маркер, Годар ... Каждый ставил свою новеллу, собрал все Крисс Маркер. Жанр киноэссе, как и его знаменитая ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА. Основа - свободный текст-размышление, и самый разнообразный видео ряд, фрагменты разговоров, интервью, документальных и постановочных съемок.

Фильм сделан в преддверии французских событий 1968 года. Тогда уволили руководителя французской синематеки, возмутилась кинематографическая молодежь - и пошло-поехало: Годар и Трюфо вышли на сцену Каинского фестиваля, чтобы его распустить. Бурное было время - тут и вьетнамская война, и Чехословакия... Фильм в СССР не показывали - в нем нет той советской определенности и однозначности, которую требовали: показываются грандиозные демонстрации в Америке против войны во Вьетнаме, но не меньше времени отводится и репликам людей, эти демонстрации наблюдающим. Годара не пустили во Вьетнам - и он "каялся": "Я не был подготовлен, я не правильно понимал...". Его новелла - коллажи из рекламы, плакатов, съемок кинооборудования.

Реальные детали войны - транспортировка американских бомб (1000 тон в день), старты бомбардировщиков с авианосцев. Ханой - бетонные круглые "щели" по обочинам городских дорог. Парад в поддержку войны в Америке - girls с барабанами. Солдаты во въетнамских джунглях. Обезвреживание гранат, начиненных шариками - лежат как будто какие-то фрукты-овощи. Монтаж-столкновение смыслов.

Киноэссе, когда есть видео ряд и читается некий написанный текст. ЗАБЫТАЯ ВОЙНА тоже киноэссе.

А если берется не написанный текст - а импровизация? Или - просто рассказ свидетеля? И мы подходим к тому, что как раз меня интересует - документальность видео ряда и документальность звукового. Фильмы Лизнева - из этого круга. Например АВАКУУМ - читаются тексты самого АВАКУУМА, видео ряд частично игровой, частично ассоциативный. Другие фильмы тоже такого плана. Может быть недостаточно уделяется внимание информационной составляющей - страсти АВАКУУМА как бы витают в пространстве вне контекста. Как завязывать эмоциональное, информационное, визуальное содержание в одно целое - а в этом и есть проблема.

2 May 2014

Far from Vietnam/ Suicide of Europe - 1-st World War (in Russian) / Photo - from the trip to Linovo