"Graphics of Boris Budinas"

БАНАНЫ. ЗАКОНЫ МЭТЬЮ. Карта Птоломея

Films. A book of Gerz Frank



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

3 июня 2014

БАНАНЫ. ЗАКОНЫ МЭТЬЮ. Карта Птоломея

Фото - 9 мая в Парке Горького.

БОЛЬШИЕ ПАРНИ ТЕРЯЮТ БАНАНЫ. Швед сделал фильм об том, как работают на плантациях американской фирмы DOLL в Никарагуа. Эта фирма - самый крупный производитель и поставщик фруктов в мире, на нее работают 75 000 человек. и DOLL организовала компанию против этого фильма. "Они тратят миллионы на рекламу, что им стоит потратить на борьбу с вами миллион!" - так говорили режиссеру. "Я не думал, что в США, самой большой демократии в мире, может быть такое" - это о компании против показа фильма в Америке. "Фильм основан на лживых свидетельствах" - "Но против свидетеля еще ведется судебное дело, истина не установлена..." (свидетель выиграл дело потом). Фильм показали в шведском парламенте, потом по всей стране, в этом сыграл свою роль и один блогер в интернете. DOLL забрала судебный иск против режиссера. Но тогда режиссер подал на DOLL в американский суд и выиграл дело!!! Как на днях писалось в NYTIMES - компании WALLSTREET слишком большие для судебных разбирательств

Все это - весь этот марафон противостояния маленькой компании режиссера (4 человека) и гиганта DOLL - показано в фильме. Времена меняются?

ЗАКОНЫ МЭТЬЮ - домжур. Рассказ, точнее показ, мужчины-аутиста. Болезнь так называется недавно - лет 10, до этого диагноз был наверное шизофрения. Рассуждения этого человека, его поведение - то нормальное, то чрезвычайно агрессивное. Постоянная депрессия и разговоры о конце. Постоянно что-то чинит-переделывает - то водопровод, то газовую системуПтоле. "Отличная память у аутистов объясняется просто - я просто как бы иду по коридору, заглядываю в нужную комнату и в ней беру нужный факт"

Герц Франк - "Карта Птолемея"1975г. Выдержки из книги.

...я, переходя улицу, заметил на асфальте гвоздику,- видимо, кто-то обронил. Уцелеть под колесами она могла только случайно, так мне казалось. Но, подойдя поближе, среди многих следов автомобильных покрышек я отчетливо увидел, что один след гвоздику резко огибал! Нетрудно было представить себе, как машина мчалась правым колесом прямо на цветок и как в последнюю секунду, на последнем метре, водитель, заметив его, резко Я почти услышал "крик" тормозов и подумал: "Вот бездушная машина оставила на асфальте "след души" человека..." ...С тех пор огибающий гвоздику след и "крик" тормозов стали для меня, так сказать, зрительно-звуковой формулой "рождения" образа

...как это важно, приступая к съемке человека, найти с самого начала наиболее органичный для показа его деятельности киноязык

В документальном фильме надо, видимо, очень осторожно пользоваться музыкой, особенно когда на экране - подлинные чувства людей. Может быть, ее следует вводить только после того, как мы "насытились" изображением, успели вжиться в него, поверить в абсолютную подлинность происходящего на экране. Музыка только как избыток чувств - именно избыток, а не сопровождение

Сижу в кафе и вижу: рядом за столиком обедают двое - он и она, судя по кольцам на руках - супруги. Оба молодые, красивые, но почему-то угрюмые и злые. Изредка жена бросает колючие взгляды на мужа. Один раз мне даже показалось, что она посмотрела на него с ненавистью. А он, небритый и подавленный чем-то, уткнулся в тарелку.

В это время в кафе появляется старичок с самодельными игрушечными мышками (потянет за ниточку - они бегают) ... Он подходит к ним и пускает мышку с ладони прямо на стол... Первая реакция - шок! Потом долгая пауза... И вдруг она улыбнулась, потом он, затем они расхохотались, да так громко, что все обернулись. Игрушку молодая пара не купила, но, когда старик отошел, их нельзя было узнать.... А что, если этот механизм приложить к потоку жизни?.. И я повсюду стал искать или мысленно подбрасывать эту самую "мышку".

... даже идеальный сценарий, в котором сформулированы авторская мысль, тема, обозначены эпизоды и предугадана драматургия, - даже такой сценарий напоминает не более, чем карту Птолемея, а авторы (режиссер, сценарист, оператор), пусть даже они ее сами составили, напоминают капитана корабля со своей командой, которые отправляются в плавание по такой карте.

Появляться все больше и больше документальных киноисследований, кинодрамы, кинокомедий, киноповестей, кинодетективов, созданных по следам живых человеческих историй. Придут эти фильмы на наши экраны тем быстрее, чем быстрее документальное кино освободится от сценарных форм

3 June 2014

Films. A book of Gerz Frank (in Russian)/ Photo taken on 9-th May in Gorky park