"Graphics of Boris Budinas"

CDKINO.ru: ЖАН РУШ

CDKINO.ru: Jean Roushe



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

3 июня 2014

CDKINO.ru: ЖАН РУШ

Фото - 9 мая в Парке Горького.

Флаэрти - реконструкция действительности. Он долго жил среди эскимосов, потом это все снимал: говорили, что в поселке все женщины переругались за право сняться женой Нанука (Нанук с севера)

ЯГУАР - трое африканцев из своего поселка идут на заработки на Золотой Берег. Их путешествие, пересечение границы, жизнь в Аккре, работа там, возвращение. Три вставки авторского текста - поясняющего ситуацию и немного ироничного. И комментарии участников этого похода. Спонтанные комментарии, рассказывающие обо всем, что в кадре. Какие-то обобщения, взгляд африканцев на европейцев. Естественный звук есть, но мало - РУШ совершенно не заботится о синхронизации - вначале и Эйзенштейн говорил, что синхронизация звука и изображения не нужна.

РУШ родился в 1917, был строителем - в 1941 строил дороги и мосты во французской Африке, потом участвовал в сопротивлении во Франции. После войны выучился на антрополога, первым начал применять видео-фиксацию. Заметил, что камера провоцирует даже ритуальный транс - фильм БЕЗУМНЫЕ ГОСПОДА, который запрещали в Англии. Его часто запрещали, часто награждали, обвиняли в расизме. С фильмом Якопетти что-то общее есть. Смотря фильм Ягуар, я поймал себя на мысли, что у автора какое-то покровительственное отношение к африканцам. Он это прикрывает легкой иронией - можно позволить им подурачиться, чего с них взять.... "У нас, русских, такого легкого фильма не получилось, все сделали бы слишком серьезно..." Легкое французское отношение к жизни, у Якопетти оно мрачное.

Но тут есть поток реальности, а не просто наблюдения. Фильм захватывает. Что главное в фильме - герой, режиссер, сценарий? Кстати, говорили, как Руш организовывал съемку. Это тоже в некотором смысле реконструкция события (уход на заработки, переход границы и т.д.), но с большой степенью неопределенности. Задаем вектор события, а дальше глядим, что получается и снимаем. Когда надо - вмешиваемся, что-то подправляем и опять наблюдаем.

У Флаэрти, наверное, просто отработка уже известных ему эпизодов жизни Нанука. Эстетика "реальности" требовала новой техники, которая и появилась в 60-е годы - легкие подвижные бесшумные камеры, запись синхронного звука (что Руш не очень-то использовал). Якопетти снимал Африку в 62-м году, этот фильм Руша - 67-й. У Якопетти монтаж аттракционов, порой очень жестоких. Руш тоже не избегает "сильных" сцен.

Но главное в кино - особенно документальном - Zeitgheist, дух времени, который создается и информацией, и визуальным рядом, и звуком.

Такой прием - комментирование изобразительного ряда - мне очень кстати. Буквально за пару часов до этого фильма я монтировал именно эту ситуацию.

Руш - зачинатель кинематографии в тех местах: люди, которых он снимал, спустя годы стали кинематографистами.

Вот текст, написанный по поводу другого автора и другого фильма, но, кажется, может быть приложим к Рушу (это то же время и то же стремления режиссера).

Текст из рецензии на фильм "Прощание с прошлым / Abschied von Gestern", Александр Клюге, ФРГ, 1966.

Many films of this era abandoned the classic ways of making films ...achieved to capture life in a very honest way. But I feel soon this achievement got corrupted, became a concept and lost its way and awareness. It led to films that broke all the typical rules of filmmaking and spoke of certain societies and real socio-political situations, but, in my humble opinion, I believe they failed to capture life despite of how spontaneous and realistic they tried to be. They created "rules" from their own anti-rules approach and I feel there was just too much ego and ambition in all this.

"Я чувствую, что в этом всем слишком много амбиций и своего ЭГО". Это ЭГО чувствуется у РУША.

3 June 2014

CDKINO.ru: Jean Roushe (in Russian)/ Photo taken on 9-th May in Gorky park