"Graphics of Boris Budinas"

Евреи в России. Литваки

Jews in Moscow in 20 century/ Litvaks



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

1октября 2015

Евреи в России. Литваки

Фотография из Мышкина

Еврейский музей - лекция ЕВРЕИ В РОСИИ в начале 20-го века (до войны). Троцкий и многие другие не считали себя евреями - "мы интернационалисты". Своему отцу, попросившему достать сапоги, сказал "Сапоги нужнее бойцам Красной армии". Выделялись две личности - Ленин и Троцкий. В ешивах учили - ОДИН - это Бог, ДВА - Авраам и Моисей. На советский лад в еврейских школах переделывали: ОДИН - Революция, ДВА - Маркс и Энгельс или Ленин и Троцкий

В 27 Троцкий году выслан в Казахстан, оттуда уехал заграницу. "Евреи не должны занимать такие должности в Росии" - Троцкому предложили возглавить временное правительста (до Учредительного Собрания, которое потом разогнали). " Должности, связанные с репрессиями, не должны занимать евреи". Из-за украинских погромов евреи хлынули. в Москву. Из Белоруссии удобнее податься было в Петербург- Петроград. После революции население Петербурга сильно сократилось. В 30-е годы евреев в Росии было 3 млн - самая большая диаспора. Из 2 млн эмигрантов после гражданской войны 200 тысяч были евреи. Рабочие-евреи на часовом заводе и др. заводах. Там даже выпускались газеты на идише. Из рабочей среды они шли учиться, т.е. становились советской интеллигенцией. Еврейские школы, институт, театры, газеты, поддерживаемые государством, - из заграницы приезжали и удивлялись.

Еврейская область - сначала хотели сделать в Крыму, были протесты местных жителей. Решили - на дальнем востоке, для укрепления границы, т.к. евреи в основном были лояльны советскому строю. В репрессиях 30-х национальность не играла роли. Суд над сионистами в 20-м году, небольшие сроки определили еще до суда, что потом вошло в норму. Были еврейские организации типа пионерских - готовились к будущей работе в Палестине. "Я не сионист, я палестинофил".

Традиционные евреи - сначала построенную в конце 19 века синагогу в Москве не открывали, потом она стала работать и работает до сих пор. Еврейские трудящиеся: "У нас нет клуба" - но синагогу отстояли. Лишенцы - служители культа, "капиталистические элементы" .... - были лишены избирательных прав, не могли лечиться в гос. учреждениях, наверное не могли учиться и пр. Из Белоруссии лишенцы могли уходить в Польшу, граница не очень охранялась.

Многообразие форм еврейской жизни, различные комитеты (комитет землеустройства еврейских трудящихся и пр.)

Еще будут 3 лекции - евреи в конце 30-начале 50-х, во время перестройки и в 90-е годы

Сам лектор имеет еврейские корни из Белоруссии.

http://dokumentika.org/lt/slav/litvaki-podgruppa-ashkenazskich-evreev

Это страница про ЛИТВАКОВ - евреев Литвы, Белоруссии, Украины , которые жили на территориях, когда-то принадлежавших средневековому княжеству Литовскому. Их пригласил Витаутас поднимать страну и города и предоставили обширные права, большие, чем в им давали в других местах. Тут говорится об истории, культуре, религии литваков - очень занимательно. Возникла некоторая культурная и религиозная общность - тип еврейства. Но было не все так безоблачно. У меня есть книга WILNO, изданная в Америке - история евреев Вильнюса совсем не такая безоблачная: при Великих князьях Литовских их бывало выселяли из города, потом опять возвращали, не возвращая имуществ.

У меня есть съемки с концерта в Вильнюсев 2009 году - там был всемирный конгресс ЛИТВАКОВ. Еврейские музыканты из разных стран - хорошо!! Я потом поехал в Польшу, и с Адамом - в Гданск (юбилей начала войны). Вопрос - снимал ли кто-то на этом конгрессе?

Некоторые цитаты ++++++++++++++

Литваки как территориально-лингвистическая подгруппа ашкеназских евреев являлись носителями северо- восточного диалекта идиша, в разговорной речи обыкновенно именуемого "литовским" (идиш литвиш)

В северных областях ареала проживания ашкеназских евреев (т.е. в еврейской Литве, см. выше) хасидизм в период своего расцвета не получил широкого распространения, главным образом благодаря влиянию Виленского Гаона (в литовской традиции: рабби Элийоhу бен Шлеймэ Залменa), сторонников которого в противопоставлении к приверженцам хасидизма называли миснагдим ("протестующие"). Впоследствии литваками стали называть всех миснагдим (последователей Виленского Гаона, противников хасидизма) вне зависимости от их местонахождения.

Хасидизм = религиозное течение в иудаизме, которое в первой половине XVIII века за очень короткое время охватило еврейское население Речи Посполитой и прилегающих территорий. Особенное значение хасидизм придает эмоциональному постижению Бога. Хасидизм начался в Брацлаве - недавно оттуда Татьяна Скабард Его популярность обычно объясняли тем кризисом, который охватил еврейскую общину Речи Посполитой после провала мессианского движения Шабтая Цви и казацких погромов при Богдане Хмельницком. Отчасти хасидизм напоминает аналогичные процессы в протестантизме (пиетизм, ривайвелизм): акцент на личном переживании Бога, на личной праведности и роли харизматических лидеров Около двух миллионов евреев иммигрировали из Российской империи (включая Царство Польское) в США с 1881 по 1915; иммиграция в Палестину, Аргентину, Бразилию и другие страны также была значительной Григорий Канович - журналу "Вейдас"::::: Восьмидесятичетырехлетний Григорий Канович, автор саги о литваках, которую составляют десять романов, множество повестей и рассказов, считает, что история евреев Литвы подошла к концу. - Они всегда предпочитали умеренность и взвешенность в суждениях, и редко прибегали к крайностям. Хотя и не следовало бы делить единую нацию на племена, но, метафорически выражаясь, литваки были и остались, как я думаю, таким своеобразным племенем. Что бы о них ни говорили, литваки своими чертами характера, умонастроением, диалектом и обычаями заметно отличались от своих собратьев, скажем, от евреев Польши, Украины, Бессарабии. Идиш литваков лёг в основу литературного языка всей национальной литературы, представленный такими гигантами, как Шолем Алейхем, Ицхак-Лейбуш Перец, Хаим-Нахман Бялик - "ВЕЙДАС". Какую миссию должна всё-таки выполнять еврейская община, первым председателем которой Вы были? Г.К. Какую миссию? На мой взгляд, прежде всего сохранить для потомков то из еврейского культурного наследия или, высокопарно говоря, из еврейской истории, что еще можно сохранить. Не забывать, что евреи обязаны Великому князю Витаутасу, который своей Привилегией разрешил им селиться в Литве и заниматься ремёслами и торговлей. Это оставило яркий след во всей истории Литвы, в её жизни - в местечках и городах, на каждом, я бы сказал, шагу - и принесло ей немалую пользу - See more at: http://vaadua.org/news/grigoriy-kanovich-ictoriya-evreev-v-litve-podoshla-k- koncu#sthash.yohdglER.dpuf

1 October 2015

Jews in Moscow in 20 century/ Litvaks (sorry - in Russian) Photo in Myshkin town on Volga river