"Graphics of Boris Budinas"

Сонтаг Сьюзен - фотография. Часть 333, последняя

Susen Sontag part 3 - extracts from her book



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

1октября 2015

Сонтаг Сьюзен - фотография. Часть 333, последняя

Сонтаг Сьюзен - Книга: "О Фотографии http://www.litmir.co/br/?b=156137&p=13

Фотография из Мышкина

Обильные Цитаты. Фотография в обще- культурном контексте, в основном - американском.

Именно с фотографией родилась идея искусства, возникающего не путем беременности и родов, а из "свидания вслепую" (теория "рандеву" Дюшана).

Фотография - самый успешный носитель модернистского вкуса в массовом варианте с его стараниями развенчать высокую культуру прошлого (сосредоточившись на обрывках, мусоре, всякой всячине, ничем не пренебрегая), его сознательным заигрыванием с вульгарностью, его умением примирить авангардистские амбиции с коммерческими дивидендами, с его псевдорадикальной снисходительностью к искусству как явлению реакционному, снобистскому, неискреннему, манерному, далекому от правды повседневной жизни, с его превращением искусства в культурный документ

В то же время фотографии постепенно передаются тревоги и смущение модернистского искусства. Сегодня многие профессионалы обеспокоены тем, что эта популистская стратегия зашла слишком далеко и публика забудет, что фотография всетаки благородное и возвышенное занятие - короче, искусство.

Не случайно, что, когда фотографы перестали обсуждать, является ли фотография искусством, публика признала ее таковым - и фотография большими силами двинулась в музей.

Из самой природы фотографии вытекает двусмысленность положения фотографа как автора, и чем больше работ у талантливого фотографа, чем они разнообразнее, тем больше его авторство кажется корпоративным, а не индивидуальным.

Оценки фотографии с точки зрения формы не могут объяснить воздействия того, что было снято, а также почему удаленность во времени и культурная отдаленность от фотографии увеличивают наш к ней интерес.

О БЕДНОСТИ ЯЗЫКА РАЗГОВОРА О ФОТОГРФИИ...

Бедность этого языка не случайна: Причина в самой фотографии, когда к ней подходят как к искусству. Фотография предлагает процесс воображения иной, чем живопись (по крайней мере в традиционном ее понимании), и апеллирует к другому вкусу. В самом деле, различие между хорошей фотографией и плохой совсем не такое, как между хорошей картиной и плохой. Эстетические оценки живописи основаны на критериях подлинности и мастерства - критериях, менее строгих в фотографии или вообще к ней не применимых.

АУРА ФОТОГРАФИИ

Если картины и стихотворения не становятся лучше или увлекательнее только от того, что они постарели, то все фотографии, наоборот, интересны и трогательны, когда они достаточно стары. Не будет большой ошибкой сказать, что нет такой вещи, как плохая фотография, - есть только менее интересные, менее существенные, менее таинственные. нет устойчивых стандартов оценки, нет канонической традиции в этой области....

Большая Традиция в фотографии пребывает в текучем состоянии и постоянно пересматривается не потому, что фотография - новое искусство и еще не устоялась; дело тут в самом фотографическом вкусе. В фотографии старое открывается заново в гораздо более быстрой последовательности, чем в других искусствах. Фотография отлично иллюстрирует закон вкуса, четко сформулированный Т.С. Элиотом: каждое новое значительное произведение заставляет нас по-новому воспринимать наследие прошлого.

+++++++++Когда сюжетом фотографии становится весь мир, место найдется для любого вкуса. В фотографии эклектизм не имеет пределов. ++++++++++++++++++++++++++++

у Диккенса или Набокова встречаются описания лица или части тела, которые лучше любой фотографии. Не может служить доказательством меньших описательных возможностей литературы и другой аргумент Валери: "Писатель, изображающий пейзаж или лицо, каким бы ни было его мастерство, предлагает столько разных картин, сколько у него читателей". То же относится и к фотоснимку.

Никто никогда не считал, что литография или гравюра с картины - популярные в прошлом методы репродукции - впечатляют или приносят больше удовлетворения, чем сама картина. Но фотография, превращающая интересные фрагменты в самостоятельные композиции и подлинные цвета - в яркие, может доставить совсем другого рода удовольствие. Судьба увела фотографию далеко от той ограниченной роли, которую ей отводили вначале: более точно отображать реальность В предисловии ко второму изданию (1843) "Сущности христианства" Фейербах отмечает, что "наше время предпочитает образ самой вещи, копию - оригиналу, представление - действительности, видимость - сущности", причем сознательно.

Когда выказывают озабоченность тем, что мир изображений подменяет собой реальный мир, о чем говорил уже Фейербах, мы слышим в этом отголоски платоновской критики изображений: они правдивы постольку, поскольку имеют сходство с чемто реаль­ным, и фальшивы, поскольку это всего лишь сходство.

Оригинальность фотографии определяется тем, что в долгой истории живописи, приобретавшей все более светский характер, на том ее этапе, когда секуляризм окончательно восторжествовал, фотография возрождает - в чисто секулярном духе - что-то вроде первобытного статуса изображений.

Механическое рождение этих образов, оптическая точность, которой они наделены, приводят к новому соотношению реальности и изображения. Первобытное представление о действенности образов основано на том, что образ обладает свойствами реального предмета; мы же склонны приписывать реальным вещам свойства изображений.

+++++++++++++++++++++++++ В мемуарах, опубликованных Надаром под конец очень долгой жизни (в 1900 году), он сообщает, что Бальзак испытывал "смутный страх" перед фотографированием. Объяснял он это, по словам Надара, вот чем:

"Каждое тело в его естественном состоянии сложено из призрачных образов, бесконечного количества слоев, навернутых, как бесконечно тонкие оболочки… Человек никогда не мог создать, то есть сделать, нечто материальное из привидения, из чего-то неосязаемого или сделать из ничего предмет - поэтому каждая дагерровская операция захватывает, отделяет и расходует один из слоев тела, тот, на котором сфокусирована".

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

У Бальзака дух среды в целом может быть выражен одной материальной деталью. Целую жизнь можно резюмировать в одном кратком явлении внешности

Жутковатая теория Бальзака, изложенная Надару, - что тело сложено из бесчисленных "призрачных образов", в чем-то схожа с будто бы реалистической теорией, просвечивающей в его романах: что человек - это совокупность внешних проявлений, которые при должной фокусировке могут открыть бесчисленные слои смысла. Рассматривать реальность как бесконечный ряд ситуаций, отражающих одна другую, извлекать аналогии из самых несхожих вещей - в этом угадывается характерная форма восприятия, сложившаяся позднее под влиянием фотографии.

БАЛЬЗАК::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

"…Ее личность предопределяет характер пансиона, как пансион определяет ее личность… Бледная пухлость этой барыньки - такой же продукт всей ее жизни, как тиф есть последствие заразного воздуха больниц. Шерстяная вязаная юбка, вылезшая из-под верхней, сшитой из старого платья, с торчащей сквозь прорехи ватой, воспроизводит в сжатом виде гостиную, столовую и садик, говорит о свойствах кухни и дает возможность предугадать состав нахлебников". +++++++

++++Низвести большие части того, что прежде считалось реальностью, в разряд фантазии, как это сделал Фейербах, назвав религию сном бодрствующего сознания и отвергнув теологические идеи как психологические проекции, или придать случайным и тривиальным деталям повседневной жизни значение шифров исторических и психологических сил, как Бальзак в своей романной энциклопедии социальной действительности, - это само по себе означает воспринимать реальность как ряд внешних проявлений, как изображение.

Заявление Уэстона, что "фотография раздвинула шторы для нового видения мира", представляется типичным для гипертрофированных надежд модернизма во всех искусствах первой трети XX века, надежд, с тех пор развеявшихся. Камера действительно произвела революцию в психике, но не в позитивном, романтическом смысле, как ожидал Уэстон. Отшелушивая сухую коросту привычного видения, фотография создает другую привычку - видения интенсивного и вместе с тем холодного, озабоченного

Живописный портрет неизменно суммирует, фотографический - обычно нет. Фотографические изображения - свидетельства в протяженной биографии или истории. И одна фотография, в отличие от одной картины, подразумевает, что будут другие.

Авиационные катастрофы и другие жуткие происшествия всегда притягивают людей с фотоаппаратами. Общество, настроенное на то, чтобы никогда не знать лишений, неудач, несчастий, страданий, страшных болезней, и саму смерть воспринимающее не как естественное и неизбежное событие, а как жестокое, незаслуженное бедствие, с громадным любопытством относится к таким происшествиям и отчасти удовлетворяет его путем фотографирования.

Ощущение, что бедствия вас не коснутся, стимулирует интерес к мучительным картинам, и, разглядывая их, вы укрепляетесь в сознании своей защищенности

У нас новое понятие об украшении - красота ничему не присуща, ее надо найти, взглянув по-другому, - и более широкое понятие о значении, чему свидетельством многообразие применений фотографии.

Капиталистическому обществу требуется культура, основанная на изображениях. Ему необходимо предоставлять огромное количество развлечений, чтобы стимулировать покупательский спрос и анестезировать классовые, расовые и сексуальные травмы.

Свобода потребления самых разных изображений и товаров приравнивается к свободе как таковой. Чтобы свести свободу политического выбора к свободе экономического потребления, необходимы неограниченное производство и потребление изображений

Необходимость фотографировать все объясняется в конечном счете самой логикой потребления. Потреблять - значит сжигать, расходовать; следовательно, требуется пополнение. Мы производим изображения, потребляем их, и нам нужны новые - и новые. .... Обладание камерой порождает нечто вроде вожделения. И, как все виды вожделения, заслуживающие такого имени, оно неутолимо.

Изображения более реальны, чем можно было вообразить. И именно потому, что они являются неограниченным ресурсом, которого потребительское расточительство не может истощить, есть все основания применить здесь консервационистское лекарство. Если возможен лучший способ для того, чтобы реальный мир включил в себя мир изображений, то он потребует экологии не только реальных вещей, но также экологии изображений.

Цитаты - суждении о фотографии

"Поскольку фотография надежно гарантирует желанную точность (нашлись дураки, которые верят в это), то ясно, что фотография и есть наивысшее искусство". Тут же все это скопище мерзких обывателей ринулось, подобно Нарциссу, разглядывать свои заурядные физиономии, запечатленные на металле… Сей способ распространить в народе интерес к истории и к живописи совершил двойное кощунство…"-Бодлер

Люди все еще убивают друг друга, они еще не поняли, как они живут и зачем; политикам невдомек, что земля - это единая сущность, однако изобретено телевидение (Telenor) "Дальновидение" - завтра мы сможем заглянуть в сердце сородича, быть повсюду и быть одному; миллионами печатаются иллюстрированные книги, газеты, журналы. Недвусмысленность реального, истина повседневной ситуации доступна для всех классов. Гигиена оптического, здоровье видимого медленно просачиваются в нашу жизнь. -Ласло Мохой-Надь(1925)

Средства массовой коммуникации заменили собой прежний мир. Захоти мы восстановить прежний мир, сделать это можно, лишь глубоко изучив, каким именно образом средства массовой коммуникации его поглотили. Маршалл Маклюэн

Большинство современных копировщиков жизни, включая фотоаппарат, на самом деле ее отвергают. Мы глотаем зло, добром - давимся.

15 ноября 1861 года. Я иногда думаю, что наступит день, когда все современные страны станут поклоняться некоему американскому богу, богу, который прежде существовал как человек и о котором писали в популярной прессе: изображения этого бога будут установлены в церквях, но не такие, каким его вообразят разные художники, не колышущимся на салфетке Вероники, но запечатленные раз и навсегда фотографией. Да, я предвижу сфотографированного бога, в очках.-Из дневника Эдмона и Жюля Гонкуров

С дагерротипом каждый может обзавестись своим портретом - прежде могли только выдающиеся люди; однако же все направлено на то, чтобы все мы выглядели в точности одинаково. Так что нам понадобится только один портрет. -Кьеркегор (1854)

1 October 2015

Susen Sontag 333 - extracts from her book on photography (sorry - in Russian) Photo in Myshkin town on Volga river