"Graphics of Boris Budinas"

Francois Rabelais/ Herbert Marshall McLuhan

Рабле. Галактика Гутенберга - Маклюэн



MY VIDEO-page - Моя видео-страница
Видео этюды на youtube Песни хоть тресни
9 лет - ума нет 90-летие Лукерьи

1 ноября 2015

Фото из Мышкина

Рабле. Галактика Гутенберга - Маклюэн

Бахтин о Рабле - семинар у Гачевой,18 сентября

Контекст, в котором Бахтин писал свою книгу о РАБЛЕ.

Ренессанс 16 век. Осмысление этого века. Немецкие философы - интерес к частному, личному. Индивиуум, поколение, век, эпоха. От Фалеса 84 поколений Длинный век, короткий век. Длинный 19 и короткий 20. интерес к рукописному наследию, не только к писательскому (философскому и пр.).

16 век - поставивший много задач и вопросов, на которые несколько веков отвечали, их осознавали. Смерть, бессмертие, анатомирование, появился в медицине ДИАГНОЗ и ПРОГНОЗ. Изменения в науке (эксперимент), возникновение "бессмертия" (книгопечатание), изменение взгляда на религию (религиозные войны). Это надо было понять, осмыслить.

РАБЛЕ - врач, патологоанатом знаменитый. Как писатель - сначала на периферии. Пруст т др. - Рабле занимает центральное место эпохи. Его роман начинается - жена рожает сына и сама умирает. Как это принять? Принять все как есть, антирелигиозность века. Незлобивейший метр РАБЛЕ.

Очень индивидуальный стиль, нет школы, последователей - будет подражательство и эпигонство. Может только есть подражательство в словообразовании - сочетать несочетаемое (ТЬФУ-ГРАД). Уленшпигель, Мольер - это другое

Два подхода к 19 веку - 1. век культуры и государственности и 2. век ИНДИВИДУУМА, осознание своей свободы.

На семинаре говорили о "Галактике Гутенберга" Герберта Маклюэна - я заинтересовался и сделал выписки для ОТПЕЧАТКОВ. Вот эти выписки

++++++++++++++++

http://litfile.net/pages/159524/153000-154000?page=17

Галактика Гутенберга

Герберт Маклюэн

Маршалл Мак-Люэн (1911-1980) - фигура культовая

Печатная книга с иллюстрациями являет собой впечатляющий пример объединения множества единичных изобретений в одном достижении. Она предполагает изобретение бумаги и чернил, созданных на масляной основе, развитие гравирования по дереву и изготовления деревянных блоков, развитие пресса и специальной техники работы прессом в целях книгопечатания.

Фонетическое (буквенное) письмо было необходимой прелюдией. Так, китайское идеографическое письмо оказалось непреодолимым препятствием для развития печатной технологии.

Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи фонема (греч. phonema - звук)

История бумаги - это во многих отношениях отдельный предмет, но очевидно, что книгопечатание не смогло бы развиваться, если бы оно использовало какой-либо другой материал

Механизация искусства письма была, по-видимому, первым случаем сведения ручного труда к механическим операциям.

Изобретение книгопечатания укрепило и расширило новую визуальность прикладного знания, создав первый однотипный и воспроизводимый товар, первый конвейер и первую отрасль массового производства

книгопечатание в большей степени, чем любое другое достижение, "является водоразделом между средневековой и современной технологией…

---Книгопечатание как первый случай механизации ремесла - пример не просто нового знания, а прикладного знания

С появлением книгопечатания Европа вступила в первый период эпохи потребления, ибо печатный текст - это не просто товар, он дал человеку принцип систематической линейности, ставший основой для организации всех других видов деятельности

Книгопечатание как горячее средство коммуникации позволило людям впервые увидеть язык, на котором они говорят, и тем самым визуализировать свое национальное единство посредством единства языкового

---Но в полную силу способность письменной культуры к организации человеческих ресурсов проявилась в девятнадцатом веке - тогда, когда печатная технология глубоко проникла во все сферы жизни: коммерческую, промышленную, в сферу образования и развлечений.

С Гутенбергом Европа вступает в технологическую фазу прогресса, когда изменение как таковое становится архетипической нормой жизни общества

Рабле озабочен демократизацией знания, которое должно течь, подобно вину из-под печатного пресса. Ведь последний получил свое наименование как раз от технологии винодельческого пресса.

Прикладное знание, выходящее из-под пресса, в конечном счете вело не только к развитию образования, но и к комфорту.

+++ Как показывает Ашер, довольно нелегко определить ту связь событий и технологий, которая реализовалась в изобретении Гутенберга. Более того, в настоящее время вряд ли кто-то в состоянии ясно сформулировать, что же именно изобрел Гутенберг ++++

печатное слово есть не что иное, как остановленное умственное движение.

И карьера Пульмана, и карьера Форда разворачивались вокруг одной и той же проблемы: каким образом осуществить демократизацию инструментов комфорта, которые в Европе были бесспорной привилегией состоятельного класса?

Печатная книга как первый унифицированный, воспроизводимый массовый товар в мире послужила образцом для унифицированной товарной (commodity) культуры в шестнадцатом и последующих столетиях

Книгопечатание преобразовало диалог живого общения в упакованную информацию, подручный товар (commodity). Оно наложило свой отпечаток на язык и человеческое восприятие, который дал Шекспиру повод говорить о "Корыстолюбии" (Commodity). Но могло ли быть иначе? Ведь, по сути, оно создало систему цен. До того как товары становятся однотипными и воспроизводимыми, цена вещи определяется на месте, путем торга. Однотипность и воспроизводимость книги не только создали современные рынки и системы цен.

с Гутенберговой технологией мы вступаем в век машинного "спурта", ускорения. Принцип сегментации действий, функций и ролей распространяется повсюду, где только возможно.

Печатный пресс, который к тому времени успел просуществовать только сто лет, был ошибочно принят за машину бессмертия, и люди торопились увековечить с его помощью свои поступки и страсти, чтобы оставить их жить в веках

Книгопечатание вывело из употребления латынь

Книгопечатание стало фактором формирования и стабилизации национальных языков

Книгопечатание изменило не только орфографию и грамматику, но также ударения и окончания слов, оно сделало возможной плохую грамматику

Вывод о необходимости "пользоваться совершенно одинаковым языком" - естественное следствие визуального опыта восприятия языка в печатном виде.

главный смысл книгопечатания заключается в превращении национальных языков в средства массовой коммуникации общенационального значения

Книгопечатание превратило национальные языки в средства массовой коммуникации, в замкнутые системы, и тем самым создало современный национализм как централизующую силу =====

печатный текст был не только первой массово производимой вещью, но и первым однотипным и воспроизводимым "товаром"

1 November 2015

Francois Rabelais/ Herbert Marshall McLuhan on Gutenberg invention(sorry - in Russian) Photo in Myshkin town on Volga river