"Graphics of Boris Budinas"

ГЕТЕ

GOETHE: Poetry and Truth



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

1 июль 2015

Фотографии - 9 мая в Москве и военные фото. Фотография в Берлине 9 мая 1945 года. Будущий скульптор Ольга Скубченко.

ГЕТЕ

Прекрасное в искусстве - размышления Гете из книги ПРАВДА И ПОЭЗИЯ.

Необычно само название - это фактически размышления о событиях своей жизни. Увидеть поэзию в происходящем. Поэзия тут - как очень откровенное размышление о прошедшем.

Книга заканчивается моментом, когда он уезжает в Веймар - туда, где он служил при дворе и где он оставался до конца своих дней. Там происходит и события Лотта в Веймаре. Его пригасили посетить Веймар, и во Франкфурте он ждал сопровождающего, с которым они договорились встретиться. Отец Гете предостерегал от сближения с вельможами - они нас не во что не ставят. Гете приготовился к отъезду, со всеми распрощался, но за ним в назначенный день не приехали. Он, ожидая, засел за работу. Выходил на улицу ночью, чтобы никто его не видел. Через неделю отец предложил ему попутешествовать по Италии, раз уж все равно все было уложено в дорогу. В соседнем городе Гете нагнала почта, которая все разъяснила - провожатый просто из-за серьезных причин задержался и ждет его во Франкфурте.

"Пелена вдруг спала с моих глаз" - разговоры отца подспудно влияли на Гете, он немного "становился в позу".

Книга описывает жизнь 19-25 летнего Гете, становление писателя, его первые встречи с "великими", его первые и сразу удачные большие произведения "Гетц фон...." (из средневековой истории Германии) и ВЕРТЕР

Отец Гете был юристом, имел двухэтажный большой дом во Франкфурте на Майне. Гете защитил магистерскую диссертацию в Страсбурге (это в книге описывается) и даже немного помогал отцу, который, правда, полагался более на писательский талант сына.

Совсем буднично и не хвалясь Гете описывает, как он организовал разумное тушение пожара в еврейском гетто, причем некоторые его друзья ему помогали, некоторые с удивлением наблюдали.

Свои бесконечные любовные приключения он с живым чувством описывает уже будучи 60 с лишнем лет - память удивительная и благодарная. В книгу он вставляет стихи, посвященные ЛИЛИ - "Сердце, сердце, что случилось..."

В ответ на цитаты Гете мне прислали цитаты из Пастернак

....

Но старость - это Рим, который

Взамен турусов и колес

Не читки требует с актера,

А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

Раба - в смысле гладиатора, готового умереть...?

Я сразу почувствовал уже другое время и опыт ...

Вспомнил Инну Исааковну, которая очень любила Гете. Моя мама тоже. Вот когда бы с ними поговорить!!!

Выдержки из книги

"...различие между пластическим искусством и словестным стало нам ясным (после Лаокоона Лессинга) UT PICTURA POESIS - поэзия - та же живопись. Пластическое искусство работает в расчете на внешние чувства, удовлетворить может лишь прекрасное, словестное же в расчете на воображение не брезгует и уродством. Мы сочли, что можем с состраданием взирать на 17 и 18 столетия, когда в немецких произведениях изобразительного искусства и в стихах жизнь представляли себе в виде шута в колпаке с бубенчиками, смерть стучащим костями скелетом, а необходимые и случайные бедствия мира - в уродливом образе черта"

Воображение, фантазия - оно теперь подключается и к пластическим искуствам (Неизвестный, например). Уродливое как необходимое проявление мира

Немецкие пословицы

хочешь чтобы пеленки высохли, развесь их на солнце

не хочешь быть старым - - дал бы себя повесить в молодости

то что ты желаешь в молодости, будет тебе вдоволь дано с старости

Гете: меня раздражали нападки Вольтера на Бога. Возражая против Библии и следовательно против всемирного потопа, он утверждал, что раковины, которые мы находим в горах - это случайное создание природы, а не морские раковины. Я же их сам находил...

О книге - ВЕРТЕР

Опасной я кажусь давно

Чванливому их сброду;

Чурбан, когда идет на дно,

Бранит за глупость воду.

К чертям берлинский хор попов

И к бесу отлученье!

А кто моих не понял слов -

Начни с начала чтенье.

Читателю представляется, будто писатель, создав свое произведение, становится их должником, при этом изрядно поотставшим от того, о чем им мечталось и думалось, хотя они, еще совсем недавно, даже понятия не имели, что нечто подобное где либо существует или может существовать

...(писатель) был выведен на дневной свет, где человек теряется в шумной толпе, где сочувствие сбивает с толку не меньше, чем равнодушие, хвала не меньше, чем хула, ибо внешние связи никогда не совпадают с эпохами вашего внутреннего роста ...

Нельзя спрашивать с публики, чтобы она творение духа воспринимала столь же духовно. ... старый предрассудок, основанный на уважении к печатному слову: каждая книга , мол, непременно задается дидактической целью. Но художественное отображение жизни этой цели не преследует. Оно не оправдывает, не порицает, а лишь последовательно воссоздает людские помыслы и действия, тем самым проясняя их и просвещая читателей.

Мне вспомнилась нами придуманный текст к книжке немецких эпиграмм, которой мы занимались в 90-е годы (неизданная книжка, эта эпиграмма должна была быть на странице перед началом текста - форзац?)

Если ты устал от жизни -

можешь отдохнуть:

Взяв с собою эту книжку

ноги протянуть.

Если ты ушел из жизни -

тоже не беда:

Нашу книжку, отдыхая,

вспомнишь иногда.

1 July 2015

GOETHE/ Poetry and Truth/ Aus meinen Leben(sorry, in ('ssian)/ Photo - war photos and 9 May2015 in Moscow