"Graphics of Boris Budinas"

Сьюзен Зонтаг - фотография, Часть 2

Susen Sontag part 2 - extracts from her book



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

5 сентября 2015

Сьюзен Зонтаг - фотография, Часть 2

Фото - керамика Оли Скубченко

Зонтаг Сьюзен - Книга: "О Фотографии" http://www.litmir.co/br/?b=156137&p=13

Обильные Цитаты с продолжением. Фотография в обще- культурном контексте, в основном - американском.

В мире, который на глазах превращается в один большой карьер, собиратель оказывается человеком, занятым благочестивой работой спасения.

Исторические перемены все ускоряются, и прошлое сделалось самой сюрреальной темой, что позволяет, по словам Беньямина, находить новую красоту в исчезающем. Фотографы с самого начала не только принялись регистрировать исчезающий мир, но и бывали использованы теми, кто это исчезновение ускорял.

"Глубочайшее желание коллекционера, жадно приобретающего новые вещи, - обновить старый мир", - писал Беньямин. Но старый мир нельзя обновить - и уж подавно цитатами. В этом и заключается грустная, донкихотская сторона фотографического предприятия.

В принципе фотография подчиняется сюрреалистическому императиву бескомпромиссного уравнивания в правах всех предметов. ("Реально" все.)

Унылые фабричные здания и улочки, завешенные афишами, в глазу камеры выглядят так же красиво, как церкви и пасторальные пейзажи. На современный вкус - красивее. Вспомним, что именно Бретон и другие сюрреалисты провозгласили лавку подержанных вещей храмом авангардистского вкуса, а походы на блошиный рынок возвели в ранг эстетического паломничества.

Люди, увидевшие что-то красивое, часто сожалеют, что не смогли его сфотографировать. Роль камеры в приукрашивании мира была настолько успешна, что стандарты прекрасного стала задавать фотография, а не сам мир. Хозяева, гордые своим домом, вполне могут вынуть его фотографии и показать гостям, до чего он на самом деле красив.

Два варианта одного и того же портрета - с ретушью и без ретуши, - показанные на парижской Всемирной выставке 1855 года (второй всемирной выставке и первой, где была представлена фотография), поразили публику. Известие, что камера умеет лгать, умножила число желающих сфотографироваться.

В фотографии значение лжи гораздо важнее, чем в живописи, потому что ее изображения претендуют на правдивость в гораздо большей степени, чем живописные. Фальшивая картина (то есть ложно атрибутированная) фальсифицирует историю искусства. Фальшивая фотография (ретушированная, или подвергнутая иным манипуляциям, или снабженная ложной подписью) фальсифицирует реальность.

"Мне думается, - заявил в 1901 году Золя, выдающийся идеолог литературного реализма, после 15 лет занятий фотографией, - вы не можете утверждать, будто что-то действительно видели, пока вы это не сфотографи­ровали" (я это высказывание знал, но не знал , что это Золя)

Изобретение фотографии приветствовали, поскольку она облегчала труд непрекращающегося накопления информации и чувственных впечатлений. В своей книге фотографий "Карандаш природы" (1844-1846) Фокс Талбот рассказывает, что идея фотографии осенила его в 1833 году во время путешествия по Италии, которое полагалось совершить каждому англичанину, получившему приличное наследство

Прекрасным стало то, чего не видит (или не может увидеть) глаз: такое дробящее, смещенное видение могла обеспечить только камера.

В 1915 году Пол Стрэнд сделал снимок, который он назвал "Абстрактные узоры из ваз". В 1917 году он стал снимать крупным планом машинные формы, а в 1920-х - крупным планом - природные.

Камеры не просто позволили постичь больше через зрение (с помощью микрофотографии и телескопической съемки). Они изменили само зрение,

Стремление многих профессиональных фотографов делать что-то отличное от регистрации реальности было явным знаком мощного встречного влияния живописи на фотографию.

Фотографы считали, что решают задачу, поставленную Блейком: очистить чувства, "открыть людям живой мир вокруг них, - как характеризовал свою работу Уэстон, - показать им то, что упустили из виду их невидящие глаза".

"Прежние идеалы рушатся со всех сторон, и точное, бескомпромиссное зрение камеры является - и станет в еще большей степени - мировой силой в переоценке жизни".

Уэстон называет фотографию средством саморазвития, способом узнать себя и отождествить со всеми проявлениями основных форм - с природой, их источником.

Дизайнеров Баухауса завораживала красота форм в научной и промышленной фотографии. И, в самом деле, камере редко когда удавалось запечатлеть объекты, формально более интересные, чем те, которые получаются у металлургов и кристаллографов. Но подход Баухауса к фотографии не получил широкого распространения. Теперь никто не считает образцом красоты научные микрофотографии. В главной фотографической традиции для красоты необходим след человеческого решения: только тогда фотография будет хорошей и будет неким комментарием.

Делая экзотику близкой, а знакомое и обыденное экзотикой, фотография превращает весь мир в объект оценки.

Какое бы нравственное значение ни признавали за фотографией, главный ее эффект - превращение мира в универсальный магазин или музей без стен, где каждый сюжет низводится до предмета потребления и перемещается в область эстетического.

Желание фотографировать в принципе неразборчи­во, потому что занятие фотографией крепко связано теперь с идеей, что все на свете можно сделать интересным с помощью фотокамеры.

Опора фотографии на мир с ее бесконечным производством заметок о действительности приводит всё к общему знаменателю. Фотография одинаково всё уравнивает - и когда репортерствует, и когда открыва­ет прекрасные формы. Показывая вещность человече­ских существ и человечность вещей, она превращает мир в тавтологию. Когда Картье-Брессон посещает Ки­тай, он показывает, что в Китае есть люди и что эти лю­ди - китайцы.

К фотографиям часто обращаются как к средству, способствующему пониманию и терпимости. На гуманистическом жаргоне высшее призвание фотогра­фии - объяснить человеку человека. Но фотографии не объясняют, они подтверждают существование. "Фотоснимок - это секрет секрете, - заме­тила Диана Арбус. - Чем больше он говорит вам, тем меньше вы понимаете".

Понимание, которое дает фо­тография, иллюзорно, на самом деле она рождает приобретательское отношение к миру, способствующее эстетическому его восприятию и эмоциональному от­чуждению.

Сила фотографии в том, что она позволяет внима­тельно рассмотреть мгновение, которое немедлен­но смывалось бы потоком времени. Это заморажива­ние времени - дерзкая, резкая остановка - приводит к более широким канонам красоты. Но истины, кото­рые можно извлечь из вырванного мгновения, пусть знаменательного или "решительного", дают очень ма­ло для подлинного понимания. Вопреки гуманисти­ческим доводам в пользу фотографии, способность камеры превратить действительность в Прекрасное проистекает из ее относительной слабости в передаче правды.

Как всякое раздувающееся предприятие, фотография побуждала своих ведущих деятелей снова и снова объ­яснять, что они делают и почему это ценно.

Живопись, конечно, не умерла в 1839 году, вопреки поспешному предсказанию одного французского художника; придиры перестали осуж­дать фотографию за рабское копирование, а в 1854 го­ду Делакруа великодушно объявил, как глубоко он со­жалеет о том, что такое чудесное изобретение родилось так поздно.

Подозрительная легкость, с какой делаются фотогра­фии, их гарантированная, пусть даже непредумыш­ленная, убедительность указывают на весьма услов­ ную связь со знанием. Никто не станет отрицать, что фотография колоссально увеличила когнитивные воз­можности зрения, благодаря крупным планам и теле­съемке расширив область видимого. Но насчет того, лучше ли будет понят с помощью фотографии объект, доступный невооруженному глазу, и насколько осно­вательно людям надо знать то, что они фотографиру­ют, дабы получился хороший снимок, - на этот счет согласия нет.

Картье-Брессон уподобил себя дзен-буддистскому лучнику, который должен статьмишенью, чтобы в нее попасть. "Думать надо до и по­ сле, - говорит он,-только не во время съемки". Счита­ется, что мысль затуманивает прозрачность сознания фотографа и нарушает автономию фотографируемого объекта.

"Фотогра­фия не случайность, она концепт, - утверждает Ансел Адаме. - Пулеметный подход к фотографии, когда де­лают много негативов в надежде, что один окажется хо­рошим, - смертелен для серьезного результата". По общему мнению, чтобы сделать хороший снимок, его надо видеть заранее.

И хотя фотографы не любят говорить об этом, большинство из них всегда питали почти суеверную надежду - и не без оснований - на счастливый случай.

Фотография, как и другие современные формы самовыражения, совмещает в себе оба традиционных способа противопоставить личность миру. Либо в ней видят активное проявление особливого "я", беспри­ютного индивида, потерявшегося в огромном мире, - овладение реальностью путем его быстрой визуальной антологизации. Либо в фотографии видят средство для того, чтобы найти свое место в мире (тоже громад­ном и чуждом), озирая его беспристрастно, отбросив обременительные претензии самости.

Программа реализма фотографии подразумева­ет одно: убеждение, что реальность скрыта. Раз скры­та, ее надо обнажить. Все, что фиксирует камера, есть раскрытие - будь то неуловимые, мимолетные фазы движения, порядок которого не способен обнаружить невооруженный глаз, или "усиленная реальность" (выражение Мохой-Надя), или просто эллиптиче­ский способ видения. То, что Стиглиц описывает как

"терпеливое ожидание момента равновесия", так же предполагает сокровенность реального, как ожидание момента, выдающего неравновесие, у Роберта Фран­ка, который стремился поймать реальность врасплох, в "промежуточные моменты" - по его выражению.

Тре­буется агрессивное отношение ко всем сюжетам. Во­оруженные своими машинами, фотографы должны атаковать действительность, которая представляется непокорной, лишь обманчиво доступной, нереальной. "Для меня фотографии обладают реальностью, кото­рой лишены люди, - провозгласил Аведон.

Картье-Брессон и Аведон принадлежат к числу немногих, кто честно (хоть и с сожалением) говорил об эксплуататорском аспекте деятельности фотографа. Обычно же фотографы считают необходимым доказывать невинность фотографии и утвержда­ют, что хищническое отношение несовместимо с хорошим результатом, надеясь, что более позитивный лексикон сам по себе подтвердит их правоту.

Фотография - это парадигма неопределенной связи между личностью и миром: ее вариант идеологии реализма иногда диктует самоустранение "я" в отношениях с миром, а иногда агрессивное отношение к миру, выдвигающее "я" на первый план. То одну сторону этой связи, то другую постоянно открывают заново и отстаивают.

Камера - на самом деле устройство "быстрого зре­ния", как сказал в 1918 году убежденный модернист Алвин Лэнгдон Коберн, вторя футуристским прославлениям машины и скорости.

Даже в XIX веке, когда считалось, что фотографию надо защищать как изобразительное искусство, линия защиты была отнюдь не постоянной. За утверждением Джулии Маргарет Камерон, что фотография - искусство, поскольку она, как живопись, ищет прекрасное, последовал оскаруайлдовский тезис Генри Робинсона, что фотография - искусство, поскольку она может лгать. В начале XX века Алвин Лэнгдон Коберн назвал фотографию "самым современным из искусств", потому что она - быстрый и объективный способ видения.

"умелый фотограф может хорошо сфотографировать что угодно".

МОИ СООБРАЖЕНИЯ +++++++++++++++++++++++

Свет, который экспонировал пленку, касался и самого человека. Вы получаете кусочек "с того света", как бы сообщение от предмета, который снят на фотографии.

Смотря на картину, мы получаем сообщение от художнику, художник там главный. В фотографии главный все же объект съемки, если специально не предпринимать усилий - например поставить какую-то вычурную композицию и пр.

Мне кажется видео может гораздо глубже касаться человека, чем фотография. Может касаться, если именно такую задачу ставить, а не задачу манипулирования.

Некоторые люди суеверно боятся видео - как раз из-за возможности манипуляции. В видео возможности манипулирования больше, чем в фотографии.

Фотография это символ, в ней гораздо больше привнесенного, как и в художественном портрете

Зонтаг рассказывает на примерах фотографов о многом: о значении текста для фотографии, влияние фотографии на современные искусство и наоборот, быстрая изменчивость техники и приемов фотографии, американская утилизация-применение фотографий (туризм на Дикий Запад, в 1870-е годы).

5 September 2015

Susen Sontag part 2 - extracts from her book on photography (sorry - in Russian) Photo - ceramics: Olga Skubchenko