"Graphics of Boris Budinas"

Мемориал. Гетто - выбор без права выбора

Ghetto/ History in mMemorial



MY VIDEO-page - Моя видео-страница
Видео этюды на youtube Песни хоть тресни
9 лет - ума нет 90-летие Лукерьи

14 ноября 2016

Мемориал - гетто, история

Фото из Линово

Мемориал. Гетто - выбор без права выбора

Лекция в Мемориале

До Гитлера евреев в Германии было 500 тыс, к 39 году осталось 250, т.е. вопрос эмиграцией решить нельзя. после завоеваний - Австрия, Чехословакия, Польша - стало 4 млн евреев. План Мадагаскар, придуман в Польше 1937 году после Пилсудского - выселение европейских евреев на Мадагаскар.... Гитлер подхватил. Окончательное решение об истреблении - конец 41 года. Приказы о самоуправлении, неразбериха в подчинении - подчинялись всем, главное СС. Но победила точка зрения "полезности" привлечения к работам. "Во всей Белоруссии не могут сшить хороших ботинок". В Шауляй - евреев выгнали из кожевенной фабрики, но через месяц восстановили. Много таких свидетельств.

41 год, лето - истребление евреев. Потом организация гетто и самоуправление. Гетто - естественное обитание евреев, они селились отдельно от всех на протяжении всей истории. Но - ИЗОЛЯЦИЯ гетто. Самоуправление - полиция, школы, больницы, столовые для совсем неимущих. Выход на работу - рабский труд и рабские условия. но все же некий статус-кво, нарушился в 43, когда немцы стали проигрывать на восточном фронте. Детская акция в Лодзи. В Лодзи 70 тыс евреев, август 44 года. В Вильнюсе там, где евреев жило 100 тыс. (?)стало жить 20. Праздник - библиотека выдала 100-тысячную книгу (5 тыс читателей в Вильнюсе) .

Карточка работающего еврея - сертификат жизни, туда можно было записать жену и двух детей. или мать, но тогда что с женой? Или с третьим ребенком? Интеллигенцию сохраняли, придумывали им фиктивные работы, потом они стали учить детей в школах.

Исторический опыт - сначала врагов пробуют подкупить, потом обмануть, потом уже восстание

Год более или менее тихой жизни в Гетто - это 42 и начало 43.

Период истребления - после Сталинграда.

Варшава 450 тыс. евреев в гетто. Лодзь - 150 тыс., гетто было до августа 44. Если бы советская армия не стояла на Висле, может быть гетто бы сохранилось. Тогда бы к руководителям гетто отношение было бы благосклонное, несмотря на участие в "детской акции".

Разный взгляд на самоуправление - юденрате. Евреи организовывали привоз евреев в большие гетто. "Если бы вы сами не организовывали, то жертв было бы меньше". Но - глава Варшавского гетто Черняхов застрелился, когда должен был составлять списки на вывоз, но вывоз все равно был. В истории такого страшного опыта не было: "Нас оставят жить, мы же на них работаем"

Мемориал. История и филология.

Связь истории с филологией. Они друг другу помогают узнать контекст - событий или произведений. Риторика Цицерон: "Он такой-то такой, плохой... " - сенаторы молчат. " - молчание красноречиво показывает, что я прав...." Учитывать не только то, что происходит, но в каких понятиях живут люди. Узнавать контекст - он важен!!!!! Как действительно высказывания тогда понимались - а не сейчас.

Противоречие -- это хорошо, так объясняются сложные явления. Психо-лингвистика. Мемориал - иностранный агент - претензии к формулировке - даже чисто лингвистические - слова уже несут скрытый смысл и оценку.

Обучение в свободном университете (?) - один большой курс всеобщей истории, а дальше много курсов - сопоставлений. Аналогичные периоды в совсем разных эпохах и странах. Одна страна - это всегда Россия. Не нагромождение фактов, а анализ и выявление смыслов. Ораторские приемы - постоянные ссылки на некоторые константы общества - сейчас это исчезает. Оратор фразы - Черномырдин. Он это понимал и этим пользовался - удачная фраза - а остальное не важно. Оратор текста. Мифы - потребность в мифе - каком? Всякая ли придумка может стать мифом? Миф Золотого века - в 90-е, потом миф жизни до революции, сейчас - миф советское время....

Мемориал историк у верстака.Леонид Бородкин, 9 ноября

Клиометрика, клиодинамика. Численные методы в истории.

Использование статистики. В экономической истории в особенности. В социальной - очень осторожно надо к этому подходить - правильность данных? и просто отсутствие данных Фоменко - истории его оставили в стороне - были книги с его критикой. Натяжки с датами. Есть китайская история, где упоминаются события вне Китая - это как бы проверочная шкала. ГУЛАГ - 3% ВВП. Но в некоторых отраслях - дереводобывающая -до 1\3, много в строительной (10%)и жд. Норильск... Мобилизационное развитие экономики, экономика принудительного труда.

ГУЛАГ -18 милл., 6 милл - 58 статья. Террор 30-х - 1,5 млн репрессированных, 600 тыс расстреляных Социальный портрет - простые люди. Больше 60 лет - у них больше смертных приговоров - "А что с ними делать?" Солженицын преувеличивал. Исследования на основе баз данных мемориала - 58 статья - совершенно разные люди, в основе простые люди ПУБЛИК хистори - историей занимаются все, кому не лень. Делаются историками заделы - верифицированные данные - которые открыты для публичного использования. Более того для публичного исследования или даже публичного дополнения - оцифровка отснятых историками документов.

Гуманитарный кризис - сокращаются кафедры истории (кроме Москвы и Ленинграда). Клиодинамика - неравновесные процессы, история катастроф. Уровень жизни рабочих - в Росии не падал - зарплаты остались примерно те же в течении 30 лет до революции (с учетом инфляции). Развитие России примерно 6 % ВВП в год. До 16 года - падение во время войны на 20%. Это немного лукавство - если все зарплаты повысилисб, а у рабочих нет, то это обнищание

Неуправляемый процесс после февральской революции, анархия - малое возмущение, большой результат - нелинейные процессы. Постмодернизм - отрицание закономерностей.

14 November 2016

Ghetto/ History in mMemorial (sorry - in Russian) Photo from Linovo