"Graphics of Boris Budinas"

Герценовский социализм.Эккерман - Гете

Ackermann - GOETHE



MY VIDEO-page - Моя видео-страница
Видео этюды на youtube Песни хоть тресни
9 лет - ума нет 90-летие Лукерьи

6 декабря 2016

Фото из Мышкина

Герценовский социализм.Эккерман - Гете. ГЕРЦЕН. Русский социализм

Гачева - социалистические идеи в России.

Правда неба и правда жизни. идеал это не нечто потустороннее, а то, что нужно достигать, это задание человеку

Русский социализм - это от Герцена. Из Википедии: Россия представляет в современной Европе юный народ, полный сил, народ, у которого нет прошлого, но зато всё впереди. Нет оснований считать, что в своём дальнейшем развитии Россия должна пройти через все те фазы, через которые прошли народы Западной Европы. Эти народы "доработались" до определённых социальных идеалов. Россия по своему быту ближе к этим идеалам, чем Западная Европа: "...то, что является для Запада только надеждой, к которой устремлены усилия, - для нас уже действительный факт, с которого мы начинаем". Такой "действительный факт", соответствующий идеалу Западной Европы, - русская сельская община

Задача новой эпохи, в которую мы входим, - писал Герцен, - развить элемент на основах науки нашего общинного самоуправления до полной свободы, минуя те промежуточные формы, которыми по необходимости шло, плутая по неизвестным путям, развитие Запада.

Благодаря сельской общине Россия оказалась более способной к социалистическому преобразованию, чем запад.

Герцен просто констатирует здесь тот факт, что община уцелела в ходе русской истории, и делает вывод, что существование общины обеспечивает переход страны к новому, социальному общественному устройству.

Достоевский: "Православие - наш социализм". Насчет капитализма: "А между тем это в сущности не свобода, а опять-таки рабство, рабство от денег. Напротив, самая высшая свобода - не копить и не обеспечивать себя деньгами, а "разделить всем, что имеешь, и пойти всем служить". Если способен на то человек, если способен одолеть себя до такой степени, - то он ли после того не свободен? Это уже высочайшее проявление воли!". Но жизнь текла иначе.

Вокруг этого и шло мышление. Луначарский - Богостроительство. Включить сюда марксизм, идеи единения, отсутствия эксплуатации им подходили. И пролетариат, который уже объединен, хотя бы благодаря коллективной работе.

+++++++++++++++++

Эккерман. Разговоры с Гете.

Этот год для меня был годом ГЕТЕ. сначала Лотта в Веймаре, книга лежала на подоконнике в институте, потом его автобиография юношеских дней - тоже случайно кто-то подобрал и дал мне.

Продолжая тему Гете - несколько выдержек из Эккермана.

Для большинства наука это то, что дает им средства к жизни, и они склонны преклоняться даже перед заблуждением, если оно обеспечивает их существование.

Мадам Жанлис совершенно права, когда восстает против свободомыслия и заносчивости Вольтера, потому что в сущности, как ни остроумны его произведения, миру все же они принесли мало пользы; ничего нельзя было на них построить. Больше того, они причиняли величайшее зло, потому что сбивали людей с толку и лишали их надлежащей опоры. И что, собственно, мы знаем и чего можем достичь при всем нашем остроумии!!!

+++++++

В автобиографии Гете тоже пишет про Вольтера - отрицая бога и идею всемирного потопа он утверждал, что окаменелые ракушки, найденные в горах, совсем не ракушки, а просто случайный продукт природы. Но он-то, Гете, щупал их своими руками и знал, что это были настоящие ракушки!

+++++

Человек рожден не для того, чтобы разрешать проблему мира, но для того, чтобы изыскать, где начинается проблема, и держаться затем в границах постигаемого.

Его, человека, способностей недостаточно для того, чтобы измерить явления вселенной, и при его маленьком кругозоре стремится в мироздание внести разум - напрасное старание. Разум человека и разум божества - это различные вещи.

У Шиллера не было этого знания природы. Все, что в его Вильгельме Телле имеется швейцарского, было ему рассказано мною (Гете), но это был человек таких необыкновенных способностей, что он даже по рассказам мог создать нечто, имеющее реальность.

Свобода - странная вещь. Каждый может легко обрести ее, если только он умеет ограничиваться и находить самого себя. Не то делает нас свободным, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и и тем самым достойны быть ему равными.

Великий герцог назначил Шиллеру, когда он прибыл сюда (в Веймар), содержание в тысячу талеров ежегодно и обещал удвоить эту сумму, если болезнь помешает ему работать. Шиллер отказался от этого предложения и никогда не прибегал к помощи герцога. "У меня талант, и я должен сам себе помочь". .... Я со всем уважением отношусь к категорическому императиву, я знаю, как много добра он может принести, но все же не следует преувеличивать, потому что иначе идея идеальной свободы не приведет ни к чему хорошему

+++Своими словами: Если бы Шиллер меня спросил о том, стоит ли ему писать своего ВАЛЛЕНШТЕЙНА, я бы ему отсоветовал. А получилось у него прекрасно! Никто заранее не знает, что задумал и может сделать художник .....

++++++++++

Если кто-либо имеет достаточно свободы, чтобы вести здоровый образ жизни и заниматься своим ремеслом, то этого достаточно, а столько свободы имеет каждый.

Нам не по себе, если чайная ложечка сделана из золота, вместо того, чтобы быть серебряной, как это ей полагается; таким образом, парализуемые тысячью всяких соображений мы не в состоянии высвободить то великое, что, быть может, имеется в нашей натуре.

...только в Риме ощущаешь по-настоящему, что ты человек.

Аристотель лучше видит природу, чем кто либо из нынешних ученых, но он слишком быстро составлял свои мнения. Если при исследовании природы я приходил к какому-то мнению, я не требовал от нее, чтобы она мне его тотчас же подтвердила; я долго испытывал его при помощи наблюдений и опытов... (средневековая медицина: хотя я это и вижу в анатомическом разрезе человеческого тела, но это не так, потому что Аристотель пишет по-другому).

В сущности все мы коллективные существа, что бы мы о себе не воображали.

Свет незатемненного божественного откровения слишком чист и ослепителен, чтобы его могли воспринять и перенести бедные слабые люди. Вот тут и выступает церковь, она затеняет и смягчает свет, желая помочь этим - и помогает.

Слепить из простейших элементов эту неуклюжую планету и прокатывать ее затем из года в год под лучами солнца не доставило бы Ему никакого удовольствия, если бы он не имел задачи на этой материальной почве устроить рассадник для мира великих духов.

Церковь скрывала содержание библии от народа столько, сколько было возможным.

Насколько мы обязаны Лютеру и реформации! Мы освободились от оков духовной ограниченности и благодаря непрерывному подъёму нашей культуры получили возможность обратится к первоисточнику и воспринять Христианство.

1 January 2016

Ackermann - GOETHE(sorry - in Russian) Photo in Myshkin town on Volga river