"Graphics of Boris Budinas"

Этнокино :уплотнение времени. БЕСЕДЫ с СОСЕДОМ

Etnographic films



MY VIDEO-page - Моя видео-страница
Видео этюды на youtube Песни хоть тресни
9 лет - ума нет 90-летие Лукерьи

1 апреля 2016

Этнокино :уплотнение времени. БЕСЕДЫ с СОСЕДОМ

Фото - мозаика Буха

Очень интересные записи тверского рожечника 1999 года. Мастер на все руки, играет на рожке, балалайке, гармошке. "Прихожу в магазин - дают бутылку. - За что? - спрашиваю. Вчера хорошо играл, нам здесь было слышно." Сюжеты - 1) поход в лес, дерем лыко для рожка, делаем гудок, 2) рассказы о жизни и войне, 3)сворачивается рожок. Предыдущий раз это же человек играл на балалайке.

Материал потрясающий, Игра на инструментах как лейтмотив рассказам - все в параллель, Пока все разбито на фильмы по отдельным темам - мне кажется от этого проигрывает каждый фильм. То есть идея довлеет - а надо бы показать, чтобы было понятно и интересно, не насилуя человека. Похоже, таких записей у него много - молодец. Работа с рассказом -не обязательно последовательный рассказ - сначала можно заинтересовать - может быть концом рассказа. Когда ты разговариваешь - это одно, когда смотришь фильм - это другое, внимание совсем другое. Фильм спрессовывает время, документальный - продлевает и спрессовывает К этому материалу - те места (деревня) сейчас, воспоминания о мастере, фотографии старые - не пустые, а по существу, как в Линово. Кажется мне в Линово с фотографиями крупно повезло, и с надписями на их оборотах. Это не просто иллюстрация, это очень сильное дополнение к рассказам. Рассказы самого Горшкова - как приезжал первый раз, записи аудио с того первого раза. Нюансы - просто перечисление немецких самолетов может быть крайне хорошо, это много говорит о времени. Из таких разговоров самые живые моменты надо вытаскивать.

Разговоры о том, что камера влияет на снимаемую ситуацию: люди работаю на камеру. Но это совсем не всегда, они приучаются к камере, как к вкопанному столбу. Интереснее, кажется, другой вопрос: как воспринимается ситуация, когда снимаешь, и как она воспринимается, когда смотришь. Почему нужно (?) уплотнять время при монтаже. Самой съемкой время продлевается - отголосок одного времени звучит в другом времени.

Съемка - как тяжелая работа? Видел телевизионную съемку у Лукерьи Андреевны - установка света, работа со звуком, подготовка "естественной" ситуации - это съемка как работа тяжелая и, кажется, нудная. Ситуация сама изменяется, ситуация корежится, ее даже преднамеренно корежат. А если ты с кем-нибудь говоришь, и по ходу разговора поправляешь свой воротник - вряд ли это повлияет на ситуацию. С современной маленькой камерой ты можешь сосредоточится на ситуации, быть в ней, а камера как галстук, который ты время от времени поправляешь. Кстати в галстуке может и быть камера, но это уже что-то шпионское.

Уплотнение времени - кажется оно нужно потому, что ты, смотря записи, находишься в другом поле, в другом окружении. Лес это одно, а зрительный зал это другое, время там и тут бежит по-разному. Говорят о народной песне на сцене - там она существует по-другому, чем в селе (Захарченко!!!). В лесу или в селе ты участник ситуации, в зале ты наблюдатель. В селе ты знаешь о ситуации гораздо больше, чем ты фиксируешь - ты видел этих людей раньше, ты слышал от них что-то другое, ты набрался разных других впечатлений. И это, кстати, ты можешь зрителю и показать, то есть человек поет, а ты можешь показать, например, каким он был вчера, что он тебе сказал, какая просто была погода вчера..... Это все монтаж - уплотнение времени

Этот фильм тоже о монтаже: 2 марта 19-30 клуб Микоши, БЕСЕДЫ с СОСЕДОМ. Замечательный человек: детство в деревне, дед, скрывающийся в деревне от своего дореволюционного прошлого, работа на оборонку и командировки в ГДР, Польшу, Индию. И незатейливый рассказ, рассуждения о жизни, о людских взаимоотношениях. "Не знаю, почему семья сына с нами живет - у них есть квартира рядом." "Нельзя насильно переламывать человека". Затруднения с выражением мысли, не те слова - и от этого рассказ только выигрывает: это настоящее, живой рассказ интересного человека, много видевшего и пережившего

Если не показывать никаких сопровождающих его историю материалов было дело принципа - то мне кажется это зря. Хотелось увидеть что-то из того, о чем он рассказывает. Не перегруженное, не общие кадры кинохроники, которыми любят пользоваться, а конкретные - его. В начале и в конце фильма есть немного природы. Лейтмотив между рассказами - трамвай, идущий по сельской местности (как в КОНОТОПЕ!), который рассказчик так любит. Я вспомнил фотографии из Линово - с их надписями на обратной стороне - кажется очень уместны. Это реальность, то самое окружение, в котором они живут - то есть жили, раз фотографии старые.

1 April 2016

Etnographic films (in Russian) Photo - Buch mosaic