"Graphics of Boris Budinas"

Мандельштам в рассказах современников

On Mandelshtam



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

18 ноября 2019

Мандельштам в рассказах современников

Фото - негативы 41-45 годов

Мандельштамы в рассказах современников, М, Наталис, 2002 описал.

Тогда началась многолетняя переписка Шкловского с Эйхенбаумом и Тыняновым. К сожалению, до сих пор неизданная... А в середине тридцатых годов он поехал на Беломорканал, на свидание с братом (Владимиром Борисовичем Шкловским), вытащил его оттуда (Вл.Б. Шкловский был освобожден в 1934 г.), и за это отредактировал им этот толстый том (Беломоро-Балтийский канал имени Сталина. История строительства. - М., 1934. В. Шкловский участвовал в написании девяти глав этой книги.), откуда пошло, что Шкловский ездил туда с Горьким. Он был вообще мастер монтажа, гениально все это монтировал: брал ножницы и... Не буду говорить кого, но он скроил две самые знаменитые книжки лауреатов наших - просто взял ножницы и перекроил их, и сделал интересные книжки, за которые они получили славу. И то же самое в кино: это была одна из его профессий - снимать с полки погубленные фильмы, совершенно уже несъедобные, которые выбрасывали. Брал, и с помощью монтажа реанимировал. Когда он был на Беломорканале (он все-таки гостем был там, командированным), его спросили: "Как Вы себя чувствуете у нас?". Он сказал: "Как живая чернобурка в пушном магазине".

+++++++++++++++++++

Надо вам сказать, что тогда были сильные мужчины, при которых женщинам умничать не полагалось. Как говорила Анна Андреевна: "Пока были живы наши мужчины, мы сидели на кухне и чистили селедку". ("Аничка, почистите селедку" - излюбленное обращение Н. Пунина к Ахматовой в присутствии гостей.) И когда однажды Надежда Яковлевна что-то позволила себе... какое-то высказывание, Осип Эмильевич сказал: "Дай телеграмму в Китай китайцам: "Очень умная Даю советы Согласна приехать". Потом он уже просто говорил: "В Китай китайцам". Вот так. Умных жен ведь переносят очень немногие. Зачем им напрягаться дома? Так что жены показали свой ум только на старости лет.

+++++++

Да, кстати, за это остряки поехали первыми, и Виктор Борисович не сел только потому, что они говорили: "Да мы Вас всегда успеем". Он был у них на виду, но из Питера ему пришлось уехать в 23-м году, ему сказали: "Виктор Борисович (у него поклонники были в разных местах, в том числе и в любимом учреждении), уезжайте, а то мы Вас посадим". И он уехал в Москву. В Питере уже было жить невозможно +++Ему ММ инкриминировалось написание террористических стихов - "чудовищного и беспрецедентного документа".
+++++++++++++++++++++++++

Мандельштам

У тебя телефонов моих номера.
Петербург! у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

Декабрь 1930 - опуликовано в 32 году
***************

" Как эту выпуклость и радость передать,
Когда сквозь слезы слово улыбнется?
.........
А на губах как черный мед горит
И мучит память. Не хватает слова.
Не выдумать его: оно само гудит
Качает колокол беспамятства ночного".

****************

В 1925 году туберкулех НЯМ - ММ нужны деньги и он занимается переводами.
"Денег он получал много больше, чем я и все мое окружение, но они у него абсолютно не держались. <...> Не успевал получить, как все это - фью! - и нету. <...> Там (в Детском Селе) была не печь, а камины, вероятно, - и все уходило на дрова", - рассказывает Дувакину Надежда Давидовна, не называя (возможно, не зная) истинной причины "утечки" средств из семейного бюджета Мандельштамов - туберкулез Надежды Яковлевны, сжигающий все денежные ресурсы семьи.

Манжельштамы в рассказах современников, М, Наталис, 2002 описал.

Алпатов - Я Мандельштама застал в одном доме отдыха в Крыму в Доме отдыха ЦЕКУБУ в Гаспре Мандельштамы провели август-сентябрь 1923 г.), когда в 23-м году я поехал туда; и он там запросто со своей женой отдыхал, с Надеждой Яковлевной. НЯМ---Среди отдыхающих в Гаспре все время возникали споры, правильно ли выдают путевки. Многие возмущались, что путевки выдают посторонним, например, нам. Я даже кому-то объясняла, что Мандельштам тоже член Ц Е КУ Б У и получает паек... Работали старинные местнические инстинкты, и они вспыхивали с особой яростью, когда шла речь о непочтенных людях, вроде Мандельштама" (Вторая книга, с. 160, 162) ММ ==Здесь толпы детские, событий попрошайки, Петербургские строфы Н. Гумилеву

Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садится в сани,
Широким жестом запахнув шинель.

Зимуют пароходы. На припеке
Зажглось каюты толстое стекло.
Чудовищна, как броненосец в доке, -
Россия отдыхает тяжело.

А над Невой - посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!
И государства жесткая порфира,
Как власяница грубая, бедна.

Тяжка обуза северного сноба -
Онегина старинная тоска;
На площади Сената - вал сугроба,
Дымок костра и холодок штыка...

Черпали воду ялики, и чайки
Морские посещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.

Летит в туман моторов вереница;
Самолюбивый, скромный пешеход -
Чудак Евгений - бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет!

Январь 1913, 1927

Шкловский 1937*******************

"Четыре дня был у меня Мандельштам с новыми стихами. Его дела не то налаживаются, не то разлаживаются <...> Если бы я был здоровее, я бы поддержал его." (Цит. по кн.: Шкловский В. Гамбургский счет.

ММ**************
Его голова напоминает мудрый череп младенца или философа. Это смеющаяся и мыслящая тыква. Я представляю себе Шкловского диктующим на театральной площади. Толпа окружает его и слушает как фонтан. Мысль бьёт изо рта, из ноздрей, из ушей, прядет равнодушным и постоянным током, непрерывно обновляющаяся и равная себе. Улыбка Шкловского говорит: все пройдет, но я не иссякну, потому что мысль - проточная вода. Все переменится: на площади вырастут новые здания, но струя будет все также прядать - изо рта, из ушей. Если хотите - в этом есть нечто непристойное. Машинистки и стенографистки особенно любят работать с Шкловским, относятся к нему с нежностью. Мне кажется, что, записывая его речь, они испытывают чувственное наслаждение. Фонтан для У-го века по Р.Х. был тем же, что кинематограф для нас. "Закон" тот же самый. Шкловский поставлен на площади для развлечения современников, но вся его фигура исполнена брызжущей и цинической уверенности, что он нас переживет

Н.Я. Мандельштам:********************

"Дом Шкловских был единственным местом, где мы чувствовали себя людьми. В этой семье знали, как обращаться с обреченными"
*********************
рассказ Ю. Тынянова в изложении В. Каверина:

"Профессор Церетели, подчеркнуто вежливый, носивший цилиндр, что было редкостью в те времена, попросил Мандельштама рассказать об Эсхиле. Подумав, Мандельштам сказал:
- Эсхил был религиозен.
И замолчал. Наступила длительная пауза,
Где он жил и какое место он занимает в античной литературе?
Снова помолчав, Мандельштам ответил:
- Он написал "Орестею".
Наступило продолжительное молчание. Гордо подняв голову, Мандельштам молча смотрел на профессора....

Он жил в своем отдельном, ни на кого не похожем мире, который
был бесконечно далек от этого экзамена, от того факта, что он
должен был отвечать на вопросы, как будто стараясь уверить
профессора, что он знает жизнь и произведения Эсхила

Рассказывали, что Мандельштам, придя на экзамен, начал так... Ему нужно было говорить о Плавте - он сказал: "Плавт написал много комедий и трагедий, среди которых насчитывается несколько замечательных". Затем был робкий вопрос профессора: "Назовите мне несколько комедий Плавта", - Мандельштам продолжал: "Эти комедии, пережившие века..." и так далее и так далее.
Я думаю, что он-то как раз точно знал, нет? Может быть, и нет, может быть, и да, во всяком случае, такой рассказ
+++++++

Он Цицерона на перине
Читает, отходя ко сну:
Так птицы на своей латыни
Молились Богу в старину...
"Уйдем, покуда
зрители-шакалы на растерзанье Музам не пришли". ************
Ивнев*************
Что мне в нем понравилось? Это то, что во время Октябрьской революции, когда я сразу примкнул к новому правительству (в конце 1917 г. вступил в РКП(б)) и был секретарем Луначарского, Осип Эмильевич, хотя он был далек от политики, не изменил своего отношения ко мне. Все же другие, так сказать... ...отшатывались.
+++++++++++++

С .И . Липкин, начало тридцатых годов

"ему нужен был слушатель, очень нужен был слушатель, заменяющий станок Гуттенберга. Он был одинок <...> его почитали немногие, почитали восторженно <...> большей частью люди его поколения... А он нуждался в молодежи <...> он чувствовал, он знал, что он в новом времени, а не в том, которое ушло" (Угль, пылающий огнем / / Квадрига, с. 378).
++++++++++++++++++

Р. Ивнева: "В салонах он менее охотно, но все же иногда соглашался прочесть одно или два стихотворения, но при случайной встрече среди малознакомых людей просьба кого-нибудь из присутствующих прочесть стихи вызывала у него гнев. Однажды он так вскипел, что закричал: "Поэзия - это профессия. Почему, если приходит в гости часовщик, его не просят исправлять часы, если приходит сапожник - ему не суют туфли, а портному не заказывают костюм? А когда в гости приходит поэт - обязательно просят читать!" (О. Мандельштам / / Кодры, с. 111

18 November 2019

On Mandelshtam (sorry, in Russian), Photo - from war negatives