"Graphics of Boris Budinas"

Иностр. Литература 222 - Балтрушайтис, Венцлова

Lithuanian issue of Inostr.Literatura 222.



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

7 января 2019

Иностр. Литература 222 - ++Балтрушайтис, Венцлова

Фото - 1941-45

По следам "литовского" номера Иностранной Литературы, ноябрь 2018.

Юргис Балтрушайтис, из дипломатических писем

13 июля 1922 года
Многоуважаемый господин министр То, что Советы живут и будут жить, в немалой степени объясняется непониманием Западной Европой большевистских методов и духа их работы. Почти никто не знает, как это Россия после стольких горестей и напастей все еще дышит, никто ясно не представляет, как, каким образом большевистское меньшинство чуть ли не ниткой связало такого великана, ниткой взнуздало и на тонюсенькой ниточке каждый день ведет к погибели. Разрешите обратить внимание на то, что современная жизнь России - это не жизнь людей в соответствии с основными законами природы, органично сплетенная из ее усилий и страстей, но вечное продолжение неустанной битвы без конца и края. Советская власть - генеральный штаб этой битвы: ее декреты, приказы, инструкции есть не что иное, как ежедневная диспозиция этого не затихающего, не прекращающегося боя.

18 апреля 1922 года
Согласно французскому анализу положения России она сможет подняться только лет через 30-50. Это огромная ошибка. Россия восстановится в течении 2-3 лет. Ее активная энергия намного больше той, которая известна человечеству. Новой русской нации надо только избавиться от голода и эпидемий, и чудеса работы, энергии будут несказанно плодотворны. Это подтвердит каждый, кто хоть сколько-нибудь всмотрелся в пот и кровь современной России.

29 декабря 1921 года

Из бед России, из пепла, из крови начала подниматься, если уже не поднялась, совершенно новая нация, которая крепко держит в руках свою судьбу не для славы коммунизма, а для сохранения своей жизни.

Я не устану это подчеркивать, тем более что часто - впрочем и совсем недавно - я замечал на губах весьма высокопоставленных политиков Литвы, когда они говорили о России, какие-то совершенно удивительные для меня улыбочки.

+++++++++++++++++++++++++++

Томас Венцлова

Еще до советской оккупации у Литвы не было ни времени, ни возможностей для развития полноценного гражданского общества. Больше ста лет, с 1795-го до 1915-й, она находилась в составе России, при самодержавном царском правлении. Независимое общественное мнение и политическая жизнь западного типа стали появляться только к концу этого периода, в основном в последнее десятилетие, и то весьма рудиментарно. Несколько лучше дела обстояли в Польше, часть которой принадлежала Австро-Венгрии, где политическая ситуация была несравненно либеральнее, чем в царской России. И Финляндия, и, в меньшей степени, Латвия и Эстония пользовались относительной автономией, которой Литва в результате своих анти царских восстаний была лишена.

После первой мировой войны Литва получила независимость, но демократия продержалась там всего восемь лет, с 1918-го до 1926 года. Первым президентом был Антанас Сметона, но его партия была не у власти, и в 1926 году парламентское большинство получили левые. Вслед за тем его сторонники (имевшие влияние в армии) устроили государственный переворот и распустили парламент. Авторитарное правление продлилось до 1939-го: Сметона стал президентом, партия таутининков (националистов) - единственной легальной партией.

Сметона не был фашистом, так же как и националисты - нацистами... В то же время была явная симпатия к Муссолини, чей стиль считался более или менее подходящим для Литвы.

Вдобавок ко всему в июле 1940-го пришла советская власть. Сметона бежал в Германию, а затем через Португалию - в США. Некоторые - причем не только левые - приветствовали его отстранение от власти.

Вскоре, однако, все поняли, что новый режим куда брутальнее прежнего. Депортации и казни стали повседневностью. Цензура и идеологический контроль приобрели тотальный характер, сметоновский культ рядом с культом Сталина показался любительщиной.

Менее чем через год Литву оккупируют нацисты. Не стоить говорить, что это вело к дальнейшему упадку и деморализации страны. К возвращению Советов в 1944 году от гражданского общества почти ничего не осталось. Большинство интеллигенции с обеих сторон политического спектра оказалось за границей в лагерях для перемещенных лиц, оставшиеся, как правило, жили в страхе.

В книгах по истории пишут, что депортации, война и сопротивление унесли одну шестую часть населения. Точного количества мы не знаем, в любом случае потери были ужасающими И не во всем виноваты Советы. Нацисты перебили почти всех евреев, а их было семь-восемь процентов населения Литвы.... Только в шестидесятые годы население Литвы достигло довоенного уровня.

Литва была аннексирована Советским Союзом, а это значит, что все контролировалось Москвой. Мы в составе СССР прошли все его стадии: сталинизм, хрущевскую оттепель, брежневский застой.

Основная цель молча определялась как "сохранение нации для лучших времен". Подразумевалась литуанизация образовательных учреждений, переиздание национальных классиков, некоторый отход от клише соцреализма, создание литовских театров и музеев.... Как и в царские времена можно было в разной степени выслуживаться и в результате пользоваться уважением или наоборот. Люди с разной личной историей, с разными взглядами работали в одном направлении

Отношение к правозащитному движению было в Литв5е далеко не единодушное. На то были и есть свои причины. Многие склонны к изоляционизму, интересуются только тем, что происходит в своем национальном дворе. После возвращения независимости это стало еще заметнее: оно-то и тормозит развитие гражданского общества в Литве.

7 January 2019

Lithuanian issue of Inostr.Literatura 222.(sorry, In Russian)/ Photo - portraits 1941-45