"Graphics of Boris Budinas"

Мережковский - Гипиус

Gipius



MY VIDEO-page - Моя видео-страница

2 февраль 2020

Мережковский - Гипиус

Фото - из поездки в Вильнюс

Гипиус++++

Психология Керенского и всех прочих была грубее, почти на грани физиологии. Грубее и проще. Как для мышей все делится на них, мышей, и на кошек, так для этих "революционеров" одно деление: на них, левых и - на правых. Все Керенские знали (и это уж в кровь вошло), что они "левые", а враг один - "правые". Революция произошла, хотя они её и не делали, "левые" восторжествовали. Но как мыши в подвале, где кошки уже нет, продолжают её бояться, продолжали именно "правых" - только их, - бояться левые. Только одну эту опасность они и видели. Между тем, её-то как раз и не было в 1917-ом году. Не было фактически! Большевиков они не боялись, - ведь это были тоже - "левые". Не верили, что "марксисты" устоят у власти, и в чем то старались им подражать, не замечая, что большевики давно у них уже взяли их лозунги для победы и гораздо умнее с ними обращались. И "земля народу", и Учредительное собрание, и всеобщий мир, и республика и всякие свободы...

Октябрьская революция ужаснула Мережковского и Гиппиус: они восприняли её как воцарение "царства Антихриста", торжество "надмирного зла". В дневнике поэтесса писала: "На другой день <после переворота>, чёрный, темный, мы вышли с Д. С. на улицу. Как скользко, студено, черно… Подушка навалилась - на город? На Россию? Хуже…

"Голодных бунтов нет - люди едва держатся на ногах, не взбунтуешь…
- 23 февраля), о зверствах ЧК "…В Киеве убили 1200 офицеров, у трупов отрубали ноги, унося сапоги. В Ростове убивали детей, кадетов, думая, что это и есть "кадеты", объявленные вне закона". - 17 марта 1918

У России не было истории. И то, что сейчас происходит, - не история. Это забудется, как неизвестные зверства неоткрытых племен на необитаемом острове. Канет. Мы здесь живем сами по себе. Кто цел - случайно. На улицах вонь. Повсюду лежат неубранные лошади. Каждый день кого-то расстреливают, "по районным советам…"

В октябре Гиппиус писала: "Все в ком была душа, - и это без различия классов и положений, - ходят, как мертвецы. Мы не возмущаемся, не страдаем, не негодуем, не ожидаем… Встречаясь, мы смотрим друг на друга сонными глазами и мало говорим. Душа в той стадии голода (да и тело!), когда уже нет острого мученья, наступает период сонливости". Поэтическим документом времени, отразившим отношение Гиппиус к происходившему в 1917-1918 годах, стал сборник "Последние стихи. 1914-1918" (1918 год)[6].

Первый съезд русских писателей-эмигрантов, организованном в Белграде королём Югославии Александром I Карагеоргиевичем,

Супруги приобрели популярность в стране Муссолини: в сравнении с этим тёплым приёмом атмосфера во Франции, где после убийства белоэмигрантом президента П. Думера усилились антирусские настроения, показалась им невыносимой
*************

Идея обновления во многом себя исчерпавшего (как им казалось) христианства возникла у Мережковских осенью 1899 года. Для осуществления задуманного решено было создать "новую церковь", где рождалось бы "новое религиозное сознание". Воплощением этой идеи явилась организация Религиозно-философских собраний (1901-1903), целью которых было провозглашено создание общественной трибуны для "свободного обсуждения вопросов церкви и культуры… неохристианства, общественного устройства и совершенствования человеческой природы"[23]. Организаторы Собраний трактовали противопоставление духа и плоти так: "Дух - Церковь, плоть - общество; дух - культура, плоть - народ; дух - религия, плоть - земная жизнь…".
Гиппиус "пишет катехизис новой религии и вырабатывает догматы"[22]:126. В начале 1900-х годов вся литературно-публицистическая и практическая деятельность Гиппиус была устремлена на воплощение идей Третьего Завета и грядущей Богочеловеческой теократии. Соединение христианской и языческой святости для достижения последней вселенской религии являлось заветной мечтой Мережковских, которые в основу своей "новой церкви" положили принцип сочетания - внешнего разделения с существующей церковью и внутреннего союза с нею[8].
На несколько лет супруги сделались непримиримыми противниками самодержавия, борцами с консервативным государственным устройством России. "Да, самодержавие - от Антихриста"[7], - писала в те дни Гиппиус.
душевный разлад человека, во всём ищущего высшего смысла, божественного оправдания низкого земного существования, но так и не нашедшего достаточных резонов смириться и принять - ни 'тяжесть счастья', ни отречение от него"
Начало Первой мировой войны произвело на Мережковских тяжёлое впечатление; они резко выступили против участия в ней России.
Мережковские приветствовали Февральскую революцию 1917 года, полагая, что она покончит с войной и реализует идеи свободы, провозглашённые ими в работах, посвящённых Третьему завету, восприняли Временное правительство как "близкое" и установили дружеские отношения с А. Ф. Керенским[10]:414. Однако вскоре их настроение переменилось.

Октябрьская революция ужаснула Мережковского и Гиппиус: они восприняли её как воцарение "царства Антихриста", торжество "надмирного зла".

Осенью 1938 году Мережковский и Гиппиус выступили с осуждением "Мюнхенского сговора". "Пакт о ненападении", заключённый 23 августа 1939 года между СССР и Германией, Гиппиус назвала "пожаром в сумасшедшем доме"[1

Вскоре после нападения Германии на СССР Мережковский выступил по германскому радио, в котором призвал к борьбе с большевизмом ,
Разговор о Гипиус-Мережковском в МЕМО.

Гитлер - - это Жанна Дарк в борьбе с коммунизмом! посмертная книжка Мережковского - антикоммунистические статьи и речь по радио после нападения Германии на СССР 22 июня 41. Издали в 43 - не чувствовали перелома войны. До этого отношение к фашистам прохладное.

Все года подчеркивала чье-то еврейское происхождение - антисемитизм был распространен везде в Европе - что писали о Малере, проект МАДАГАСКАР обсуждался в официальных кругах(?) Воспоминания Гипиус писались после смерти Мережковского с 41 году до 43 года, до ее болезни, секретарь ее Злобин издал в 51 с большими купюрами - книгу могли обвинить в коллаборационизме. Она писала для публики. Говорили про МИР ИСКУССТВА. Художники прохладно о ней отзывались - претенциозна. Она их тоже не жаловала - дружила с Философовым, Дягилевым. Философов переформатировал журнал МИР ИСКУССТВА - из художественного в философский. Мережковский мнил себя пророком. Мистика. Его книжка 43 года- вот он пророчил падение коммунизма раньше, и вот Гитлер это делает сейчас!!! Борьба с коллаборационистами после прихода союзников - это наверное подкосило Гипиус. Злобин поэтому сильно ее редактировал.

Но есть ее дневники времени революции - наверное это другое дело.

Гипиус и Мережковские не знали о холокосте - мало кто это знал. Например русские в 41(?) году во франции были интернированы в лагеря - но потом отпущены - они предполагали, что так же делали немцы с евреями?

Издаются собрание сочинений Гипиус (Были три конференции) и Мережковского - не академические.

2 February 2020

Gipius (sorry, in Russian), Photo - from trip to Vilnius