Самойлов..Пришвин - FUTURE\

Samoylov

24 Марта 2023

Самойлов..Пришвин - FUTURE\

Фотография - детские отпечатки

"Памятные записки (сборник)" Давид Самойлов

сидоровы, бомбежка, страх, Германия / Самойлов/ Померанц -очень интересный текст. Ощущение времени передается - и себя вписывает во время. ++

ХХХХХ .самойлов ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Самойлов - много интересных деталей. Красная армия в наступлении по Польше и дальше. - Что мне надо было их расстрелять \солдат, расстреливающих пленных немцев \ - не уверен...
Паренек остался один - всю семью убили немцы. Он прибился к нам - таких много было. -Отведи пленного в сарай - он отвел несколько шагов и застрелил...
ЦЕНА ПОБЕДЫ -- глава у Самойлова. Ляшко ведет расстреливать немца - а за что? - так у него рация и он передавал сообщения -- пойдем посмотрим. Так это же не рация , а радиоприемник - да, правда... Потом с Ляшко видели роженицу - ко мне врач не приходит - Ляшко сказал, что сейчас приведем - и привели...
От всеобщего погрома немцев избавила милосердность русского человека....
Книжка Самойлова ... записки Разделы Белоруссия родная, Украина золотая --- Эренбург и прочие обстоятельства -- Роман про себя -- а было так ... ---- Испытание победой ---

Эренбург и прочие обстоятельства -- убей немца - статьи Эренберга, тексты о нем - вымучено пишет..
Роман про себя --Самойлов кочевал по запасным полкам в 43 году а было так ... - Избиение власовцев, Польша - расстрелы
Испытание победой в Германии. Немецкие музыканты катили коляску с парализованной старушкой - Самойлов уговорил их на ночь не выгонять - и ночью с ними музыцировал....

Писал я свой полудневничок, обычно сидя на пеньке у входа в блиндаж. Однажды услышал, как Прянишников сказал сержанту Кабанову:
- Проверить надо, что он пишет и куда передает.
Я вошел в землянку и ударил его по зубам.
Через час меня вызвали на КП роты.
- Садись, - печально сказал мне осетинский учитель, замполит Залиев. - Немца бить надо, своих бить не надо.
Я объяснил ему, в чем дело.
- План политбеседы писать надо, - сказал Залиев. - Обижаться не надо.
Тут в блиндаж вошел Мишка Трутнев. Мишка вместе со мной был курсантом гомельского училища, парень с восьмиклассным образованием, плакса и писун. Его отправляли доучиваться в офицерскую школу. Замполит подписал ему какие-то документы, и Трутнев, откозыряв, ушел.
- Обижаться не надо, - сказал Залиев. - Одни уходят, другие не уходят. Кто не нужен - уходит, кто нужен - не уходит. Например, я погибаю, например, ты - не погибаешь.
Так он закончил свою туманную речь и, отпуская меня, добавил:
- Иди, драться надо с врагом.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ЦЕНА ПОБЕДЫ
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Мы кричали "ура". И стали грузиться в вагоны.
В эшелоне как-то вдруг все переменилось. И формула этой перемены была, оказывается, давно найдена.

- Дальше фронта не ушлют, - сказал кто-то, когда мы улеглись на нарах и поезд двинулся.

Это краткое определение означало, во-первых, освобождение от власти Сердюка. А во-вторых, объявляло свободу торговли. На всех станциях двухнедельного пути мы сбывали новое обмундирование - байковые запасные портянки, белье, новые башмаки - и облачались в немыслимое старье.

Кормились мы сухим пайком - чрезвычайно соленой воблой, сухарями и арбузами, купленными на средства, полученные от продажи военного имущества. Питательные пункты были редки.
Горняшка Горняшка раздел

Эта мирная картина была успокаивающим контрастом вчерашней настильной дороге вдоль фронта, по которой мы бесконечно шли, оскальзываясь на хлюпающих бревнах, прислушиваясь к отдаленному грохоту справа, напоминавшему работу камнедробильной машины, и встревоженно оглядываясь на встречные санитарные обозы. Крестьянские лошаденки медленно волокли узкие дроги, где по двое, по трое лежали раненые, прикрытые брезентом от дождя так, что только иногда можно было увидеть часть забинтованной головы, руки или ноги.
Посасывало под ложечкой от тревожной близости смерти.

Солдаты, расположившиеся в конце просеки, рядом со спрятанным в ельнике дзотом, оказались пулеметным расчетом старшего сержанта Кабанова из второго батальона горно-стрелковой бригады, прозванной на фронте "горняшка". Здесь мне предстояло прожить осень 42-го и зиму 43-го года.
Самые напряженные месяцы войны я провел на "тихом" фронте, в болотной обороне. Как все важное в моей жизни - превращение в солдата происходило медленно и постепенно, по какому-то моей жизни присущему закону.
Именно такому темпу хорошо соответствовала прочно усвоенная мной солдатская мудрость: "ни на что не напрашивайся, ни от чего не отпрашивайся".

В этом изречении я усматриваю не просто формулу русского фатализма, а скорее опыт осторожного обращения с жизненным материалом, столь огнеопасным в России. В этом изречении проявляется народный слух, улавливающий в движении жизни некий особый ритм. "Не напрашивайся" означает доверие к этому ритму, доверие настолько полное, что приводит и к "не отпрашивайся". .....Нация именно в ту пору переживала острый период своего развития, когда резко изменялся состав народа. Мы еще мало думали о том, какую роль сыграла война в ускорении процесса, который мы именуем процессом урбанизации.

Уход с исторической сцены народа-мужика стал высоким финалом крестьянской трагедии. Действующее лицо этой трагедии - народ-мужик - в последний раз показал мощную специфику своего духа.

Тянулась длинная голодная осень. Потом подмерзли болота. Мы с Семеном часто стояли ночью на посту и, поскольку противник не собирался наступать, только изредка поглядывали в заборную амбразурку и беседовали вполголоса о своих делах. Из московской жизни, о которой я рассказывал, Семена больше всего интересовал зоопарк. И я, с детства помня Брема, сообщал Семену сведения о жизни слонов, крокодилов и зебр. ......Распорядок, однако, нередко нарушали обстрелы, неожиданные перестрелки.

Ударял пулемет. Немцы били трассирующими. Разрывные щелкали о стволы, ветки и блиндажи, как каленые орешки. Одному пулемету отзывался другой. Включались и мы, наугад длинными очередями прошивая кустарник на подступах к позиции. И как деревенские собаки, вдруг разбуженные, на всем участке лаяли пулеметы. Начинали поддавать минометчики, и получалась невообразимая кутерьма, порой не смолкавшая до рассвета. И так же внезапно, как началась, стихавшая, как только обе стороны понимали, что ночной поиск или разведка боем только почудились придремавшему часовому.

Мудрость Семена была не от чтения, а от опыта, накопленного в народной речи.

Мне порой казалось, что у него нет собственных мыслей, а только готовые штампы на все случаи жизни. Теперь я понимаю, что мы тоже говорим штампами, но цитируем неточно и небрежно, наши знаки, может быть, индивидуализированы, но бледны по речи. Народ купается в стихии речи, отмывая в ней мысли. Мы же речью только полощем горло.

Самым талантливым среди всех, владевших речью, был у нас Каботов Иван Васильевич, пожилой пехотинец, бывший волжский матрос или бакенщик.

Стрелковое отделение поздней осенью располагалось некоторое время в нашей землянке. И всех забавляли бесконечные шутки, прибаутки и присловья Каботова, а также его изобретательный неругательный и необидный мат. Во время обстрела при каждом близком разрыве мины Иван Васильевич выдавал матерное проклятие немцам, обычно в рифму, и никогда не повторялся.

Поздним вечером, сменясь с поста, промокший и продрогший, он долго сушил портянки и шинель около печурки, устроенной из большого молочного бидона, и спрашивал, если не все спали: "Сбрехать, что ли, сказку?".

Сказки он рассказывал плутовские, по большей части непристойные, о солдате, идущем с войны ("вроде как мы с вами"), и о черте, строящем солдату замысловатые козни. Иван Васильевич был солдатский Андерсен, он умел развеселить и утешить. И сказки плел до поздней ночи, пока не уснет последний слушатель, а может, и потом рассказывал для самого себя. Спал он мало. Я его спящим не помню. -
------ конеци ЦЕНА ПОБЕДЫ
ХХХХХХХХХХХ
++++Оборона Москвы - Кашира.

++++ Гудериан - приказ об отступлении, нужны хорошие оборонные позиции, приказ взять Горький --- Хейнрици - из последних сил - женат на еврейке -- Трощев - решающий бой под Каширой -
Тюлина - Рязань-Голиков - Фотонегативы....
ГЕРМАНИЯ- .... - Там же - от полного погрома спасла незлобивость большинства русских. Когда издавались приказы запрещающие просто убивать??? - 18апреля статья Александрова о речи Сталина - немцы не фашисты. Проследить все даты .....

24 March 2023

Samoylov (sorry, in Russian)/ Photo - children prints