Digital photography 1

Цифровая фотография 1





29 октября 2004/

Фотография - искусство и ремесло

До середины 19 века была единственная возможность визуально зафиксировать что то на бумаге - надо было это нарисовать (рисунок, живопись, гравюра .... А скульптура давала объемный образ).

Фиксация окружающего мира - а в какой момент? И как фиксировать? Если портрет - то какое выражение лица, какой поворот головы? Решение оставалось за художником, он сам должен был понять, какое выражение лица характерно для человека. Или наоборот - не характерно, но говорит о человеке нечто важное. Что-то художник додумывал сам, и результат его работы бывал либо хорошим, либо плохим, либо никаким.

Задача фотографии та же. Например, вы делаете портрет. Вы делаете множество снимков, а потом отбираете тот, который лучше, по тем же критериям, что и художник. Конечно, вам может повезти и с одного снимка.

После возникновения фотографии активно обсуждался вопрос - не заменит ли фотография живопись. А получилось так, что живопись во многом утратила свою функцию фиксации окружающего, оставив это фотографии и кино, и теперь занимается больше экспериментом и интерпретацией того, что видит художник ....

Фотография - очень техническое искусство, требующее больших знаний (впрочем, другие виды искусства тоже требуют знаний - например гравюра, литография) Сделать хорошую фотографию - и искусство, и ремесло. Искусство в том, чтобы то, что изображено на фотографии имело бы какую-нибудь ценность (художественную, документальную ...). Ремесло в том, чтобы то, что изображено на фотографии, было бы определенного качества. Впрочем это и искусство тоже.

Как искусство фотография требует выбора объекта съемки, ракурса (откуда снимается), композиции кадра (заполнение кадра), освещенности.

Из большого числа снимков отобрать нужный - это тоже искусство...

Ремесло в том, чтобы все замыслы реализовались материально - в виде напечатанной фотографии. Нужно уметь работать с негативом или компьютерным файлом изображения, печатая пленку или корректируя изображение добиваться нужного результата. Сейчас многое делается автоматически, однако хорошие результаты, как правило, требуют человеческого вмешательства. Недаром есть фотографы, которые постоянно работают со своими мастерами фотопечати, так же как раньше были художники, постоянно работавшие с теми же граверами. Но во все времена ценилось умение весь процесс делать самому. Конечно, эти две составляющие фотографии, искусство и ремесло, трудно разделить - например, можно добиваться разных художественных эффектов в процессе проявки фотографии.

Смотря на объект, мы воспринимаем его не таким, каким мы его на самом деле видим, и фотография есть документальное подтверждение этого факта. На напечатанных фотографиях часто бывают лица неестественного цвета - и люди этого не замечают потому, что знают, какого цвета бывает лицо человека. На снимках города часто дома не вертикальны - они "заваливаются", но мы тоже этого не замечаем, так как мы знаем, что дома стоят вертикально. Наши глаза привыкают к разной освещенности, мы не задумываемся о том, что в освещенной комнате гораздо темнее, чем днем на улице.

А видим мы то, что наш глаз видит плюс то, во что перерабатывает увиденное наша голова. И очень важно, что фотография учит нас эти два видения разделять.

Когда вы занимаетесь фотографией, у вас появляется "фотографическое" зрение, и вы видите то, что обычно не замечаете. Например, важен не только объект, который вы снимаете, но и фон (трудно заметить черную кошку в темной комнате). Вы начинаете обращать внимание и правильно оценивать освещенность - чтобы в кадре не было белых или черных "провалов"

В книжках о фотографии часто говорится о ракурсе (точка, откуда снимается), композиции кадра (заполнение кадра), перспективе, освещенности. И есть некоторые фотографические правила, которые, впрочем, постоянно нарушаются. Например, если делать фотопортрет, то освещение должно быть таким, что тень от носа не видна над верхней губой. Здесь мы не будем останавливаться на такого рода правилах. Вы всегда можете попробовать снимать и так. и этак, и сами можете определить, как для вас лучше. Цифровая камера тут, конечно, окажет неоценимую услугу . По моему наблюдению правила обычно работают при анализе фотографий, но не в процессе самого фотографирования - если вы чувствуете, что кадр может получиться, то сразу надо снимать. Правила похожи на статистику: статистика может говорить о человеке вообще, но каждый человек сугубо индивидуален.

Фотографический отпечаток содержит много вроде бы ненужных деталей, которые на самом деле дают впечатление подлинности, достоверности. С появлением фотографии живопись этим уже почти не занимается (вспомним старинные детализированные портреты - вот где не было фотографии!). Удивительно, но фотографическая основа почти всегда угадывается, несмотря даже на сильную компьютерную обработку. Фотография обычно проглядывает даже там, где фотографические детали удаляются.

Снимайте много (на цифру - это проще), анализируйте и отбирайте фотографии. Главный принцип обора - нравится фотография вам или нет. Смотрите разные выставки - некоторые для того, чтобы знать, как не надо делать.

В наше время фотографии используются повсеместно (газеты, журналы, книги, интернет) - даже может быть слишком часто, в некоторых случаях графика была бы лучше, см. страничку от 16 февраля 2003 г. ПРИГЛАШЕНИЕ.

Изображение как иллюстрация к тексту - или текст, как поясняющий изображение? Было время, когда преобладало первое, теперь, кажется, преобладает второе. Вы открываете страницу журнала - и изображения вас сразу вводят в курс дела (о чем здесь идет речь). А дальше текст уточняет и детализирует. Конечно - хорошие изображения и хорошо сделанная страница. Особенно это видно на страницах некоторых авангардных журналов, где текст иногда вовсе прочитать нельзя. Текст сам становится изображением и теряет свою первоначальную функцию. Есть даже такая книжка - называется "Конец печати" - "THE END OF PRINT" by DAVID CARSON.

29 October 2004/

Digital photography - some cgeneral considerations, part1

Just have a fun!




© Some GRAPHICS by Boris Budinas
Сайт управляется системой uCoz