Digital photography 2

Цифровая фотография 2





29 октября 2004/

Собственно, почему цифровая фотография? Если вы фотографируете, потом отдаете ваш фотоаппарат (или пленку, или карту памяти из фотоаппарата) в фотолабораторию и получаете готовые фотокарточки - то какая вам разница - на пленку или на Flash карту вы фотографировали? Разница возникает для тех, кто хочет вклиниться в сам процесс получения фотографий. В пленочной фотографии - напечатать как то нестандартно, применяя, может быть, различные химические реактивы, для цифровой - сделать коррекцию снимка или его глубокую обработку на компьютере, а уже потом напечатать. Есть специфика и самой съемки на цифровую фотокамеру.

Вы снимаете цифровым фотоаппаратом, и сразу речь идет об обработке фотографии - для разных целей - коррекция фотографии, глубокая обработка, кадрирование, которое придает новый смысл фотографии.

Недавно я нашел такую старую запись в своем дневнике "Скоро 9 месяцев после приобретения фотоаппарата CASIO и, кажется, я никогда бы столько не снял своим старым ЗЕНИТОМ не только за 9 месяцев, но и за многие годы.. Много снятого, как и всегда бывает, ушло "мимо", это были эксперименты. Для обучения фотографии цифра просто незаменимая вещь - кадрирование, композиция сразу видны как на ладони. И даже что-то от экспозиции можно углядеть на экране при съемке, а к тому же можно посмотреть и тоновую кривую ( LEVELS)."

А теперь немножко истории

Фотография - в некотором смысле отпечаток (так, кстати и говорили раньше - отпечаток с негатива). Все вы знаете, что можно сделать отпечаток твердого предмета - натереть, например, монету графитом, а потом прижать к бумаге. Так примерно и возникла фотография: было замечено (совершенно случайно), что предметы, лежавшие на поверхности, покрытой определенными химическими составами, оставляют на этих поверхностях свою тень даже тогда, когда предметы убирались с поверхности. Под действием света цвет химического состава менялся, а там, где лежал предмет, света не было, и поверхность оставалась прежнего цвета. Конечно, до современных пленок путь был достаточно долог ...

Фотографию называют светописью - свет от предметов фокусировался через линзы на светочувствительной поверхности, которую потом подвергали химической обработке. Получался позитив или негатив, с негатива можно было сделать много отпечатков. Кстати, вначале отпечаток делали не больше негатива, просто прижимали негатив к светочувствительной бумаге и так экспонировали (контактная печать). Отпечатки получались прекрасного качества. Только потом придумали фотоувеличитель.

Цифровая фотография - это только замена - подмена - светочувствительного слоя. Вместо химического слой стал электронным.

Первоначально фотография была уделом только посвященных - нужно было хорошо разбираться в процессах проявки. Процесс фотографирования был тоже не прост - камеры бывали очень большого размера.

И фотокамеры, и фотопленки постепенно совершенствовались, и фотография во второй половине 20 века стала очень распространенным увлечением.

Конечно, всегда оставались профессионалы, которые работали на более хорошем оборудовании (хорошие камеры, осветительные приборы, пленки). Однако и общедоступными фотоаппаратами можно было получать очень хорошие результаты.

Фотографией можно заниматься по-разному. Может вы просто хотите для себя и своих близких "остановить мгновение" . На фотографии вы ищете узнаваемость - узнаваемость лиц близких людей, мест, где вы были. Ваши фотографии, скорее всего, будут интересны вашим близким, но вряд ли они будут интересны кому-нибудь еще - ведь они не знают этих людей, этих мест. Вы делаете фотографии- свидетельства, и свидетельства в основном для себя. А может вы хотите более внимательно отнестись к этому занятию и постараетесь делать фотографии, которые будут интересны не только вам?

А что для этого надо? Конечно анализ - постоянный анализ того, что вы сделали. Сфотографировал - посмотрел, опять сфотографировал , но уже лучше. Даже у профессионала на пленку попадало только несколько хороших кадров. Фотография - это и искусство отбора тоже...

Цифровая фотография очень сильно облегчает этот процесс - процесс более или менее серьезного обучения фотографии: фотография - анализ - фотография.

Фотография - это два этапа: сначала вы фиксируете изображение на носителе (пленка или цифра, а раньше была и стеклянная пластина), а потом вы должны это изображение напечатать. Напечатать - или фотографии, или напечатать на принтере из компьютера, или напечатать в газете или журнале, или, в конце концов, поместить фотографию в интернет.

Печать во многом уже стала цифровой - для принтера, для типографии, для интернета ваше изображение должно быть в компьютере Даже обычная фотография на фоточувствительной бумаге часто уже делается цифровым способом, например студия PROFY в Москве печатает на цифровой машине NORITSU. Если вы сдаете пленку, то она сначала сканируется и изображение вводится в компьютер. В фотомашине NORITSU перед светочувствительной бумагой едет полоска с отверстиями, которые открываются или закрываются в зависимости от поступающей с компьютера информации, а свет проходит через открытые отверстия на бумагу.

Пожалуй, легче сказать, где цифра не применяется - в обычных минилабах, куда вы сдаете пленку, фотографии делаются как раньше.

Цифровая печать может включать в себя предварительную компьютерную обработку фотографий . Конечно, при традиционной печати тоже вносились коррекции в фотографию - например, можно было рукой затенять некоторые места фотографии при экспонировании на бумагу, но конечно делать это в программе PHOTOSHOP гораздо удобнее.

Один фотограф мне сказал, что 50% успеха его фотографии - это печать. Так что, щелкнув затвором, вы сделали только пол дела....

Теперь о самой специфике фотографирования цифровым фотоаппаратом. Конечно, многое в той или иной степени можно отнести и к нецифровому фото ...

1 Вы можете снимать много - каждый кадр вам ничего не стоит (пленку покупать вам не надо). Иногда вы должны снять быстро - момент может быть утерян, вам некогда скрупулезно выбирать кадр. Вы снимаете много кадров - а потом отбираете. Но вы на экране PREVIEW видите, что вы снимаете, и сразу вносите коррективы.

2 Случайная съемка - вы снимаете, не глядя в видоискатель или экран PREVIEW. Иногда вы просто не можете дотянуться туда, откуда вы хотите снять. Вы можете снять с той точки, с которой объект никто никогда не наблюдает. А потом посмотреть PREVIEW, сделать выводы и опять снять. Снимая точно не прицеливаясь, вы иногда можете получить очень неожиданный снимок, вы бы такой не сделали, если бы смотрели в видоискатель. Эта случайность, конечно, управляемая - вы же примерно понимаете, куда надо направить камеру. Надо понять, что случайность - это хорошо. Мы же любуемся заходом или восходом солнца, но ведь горизонт абсолютно случаен! Вся природа - это тоже совершенно случайные формы. Точнее, закономерные формы (законы природы), но испытавшие на себе случайные возмущения. В Японии особенно хорошо сумели вписать случайность в свою визуальную культуру. В этом смысле показателен один эпизод, увиденный графиком М.Митуричем в Японии: рабочие сначала трафаретом сделали большую надпись на стене, а потом кисточкой дорисовывали бахрому линий. Случайность - это целая философия, она вокруг нас... Другой случай случайной съемки - вы хотите снять портрет, но не парадный. Как-то я слышал, как фотограф с досадой говорил - "Я вас уже сфотографировал, и только теперь вы по настоящему улыбнулись!". Можно снимать незаметно, не глядя в видоискатель, и конечно без вспышки. Но, возможно, с будущей компьютерной обработкой. Снимки в метро в www.budinas.narod.ru так и сделаны., см также страницы от 27 мая 2002 и от 26 апреля 2002. Вообще на моем сайте много случайных снимков

3 Цифра очень хороша при обучении фотографии. Вы ловите нужную композицию, ракурс, освещение. Снимаете, сразу смотрите на компьютере, корректируете и опять снимаете. Можете проверить какие-то законы фотографии, можете законы придумать сами и сразу же их проверить. Как снимать - ракурс, композицию, даже освещенность - вы можете установить экспериментально, снимая по-разному и анализируя снятое. Важно это делать сразу, а не откладывая в долгий ящик. Цифровая фотография как компьютерный эксперимент....Раньше, когда вам надо было проявить пленку, а потом отпечатать фотографии, на это уходили часы или даже дни. Многие цифровые фотоаппараты показывают распределение тонов в фотографии, и некоторые даже еще до самой съемки - в процессе выбора кадра. Вы понимаете, когда кадр затемнен, когда нет.

И наконец, вы пользуетесь цифровым аппаратом как экспонометром. Сняли, в компьютере посмотрели значения цвета, и поняли, что освещено хуже, что лучше.

Следующее упражнение хорошо иллюстрирует достоинства цифры при обучении. Как определяет фотоаппарат экспозицию, т.е. количество света, которое должно попасть на пленку? Веь нужно определенное колоичество света, чтобы правильно засветить пленку. Количество света зависит от величины отверстия, через которое свет проходит (диафрагма), и от выдержки (времени, когда отверстие открыто). Вы можете и диафрагму, и выдержку устанавливать вручную, или только что-то одно (другое установит сама камера автоматически), или полностью доверить все камере (ручные режимы могут отсутствовать в дешевых камерах).

А теперь попробуйте на автомате сфотографировать белую, серую и черную бумагу. И что получается?

Старайтесь обходиться без вспышки. Конечно, если вы не снимете постановочное фото со сложным светом. Встроенная вспышка обычно пугает людей, дает плоское изображение...Правда пр съемке издали при большом увеличении эти ее недостатки исчезают.

Цифра имеет, пожалуй, один недостаток - фиксированное разрешение. Если у вас пленка, вы можете делать как угодно большие фотографии с того же негатива - конечно, очень сильное увеличение будет давать зерно пленки. Какое приемлемое увеличение - зависит от зернистости пленки, но оно большое. Цифровое изображение имеет фиксированную величину - ширину и высоту - измеряемую в пикселях, то есть точках. Обычно для качественной печати требуется определенное разрешение, т.е. определенное число точек на дюйм (дюймы это типографская традиция, 1 дюйм это примерно 2,5 см). Для разных видов печати разрешение разное: экранное изображение требует 70-80, полиграфическое - 200-300 ...И если мы разделим ширину изображения в пикселях на разрешение, то получим ширину отпечатанного изображения в дюймах (то же для высоты). А что, если мы хотим его напечатать два раза большим? Будет страдать качество печати - на изображении могут появиться видимые глазу точки.

Можно ли все же увеличить изображение заданной величины (заданной ширины и высоты в пикселях)? Можно сделать интерполяцию в PHOTOSHOP (меняем размер изображения с интерполяцией), но качество изображения обычно ухудшается. Но фотографическое изображение можно перевести в графику - в той или иной степени. Например www.budinas.narod.ru от 21 октября 2001 года - основой для полуметрового плаката послужило очень маленькое изображение (еще и напечатанное растром в типографии) портрета Л.Толстого кисти Е.Репина. Можно заметить, что на плакатах и больших стендах фотографические изображения лучше смотрятся, когда они контрастны и несколько обобщены - ведь на них вы смотрите издалека. Так что переход в графику из фотографий может быть вынужденным, но художественным приемом.

Еще один пример - у вас недостаточно резкая фотография. Вместо улучшения резкости попробуйте ее как-то интересно размыть и создать только намек на то изображение, которое было первоначально - и может быть у вас получится более выразительно!

Как уже говорилось, фотографический отпечаток содержит множество деталей, которые дают впечатление подлинности, достоверности В плакате, кажется, этого не нужно, деталями можно жертвовать....

29 October 2004/

Digital photography - some cgeneral considerations, part2 (Russian)




© Some GRAPHICS by Boris Budinas
Сайт управляется системой uCoz