PHOTOGRAPHY

ФОТОГРАФИЯ


20 декабря 2001/

ФОТОГРАФИЯ (текст публиковался в 1996 году)

Фотография в нашем мире поистине вездесуща - иногда даже кажется, что ее слишком много и некотоые изображения выглядели бы более выразительно, будь они нарисованы, а не отсняты. Бывает и наоборот - на выставках встречаются живописные работы, которые естественно (без насилия над материалом) было бы сделать в технике фотоколлажа. Впрочем, как всегда все зависит от того, как рисовать и как фотографировать.

Феномен фотографии очень интересен (можно ли еще называть фотографию феноменом, или она уже кажется нам старой, как мир?). Если в живописи и графике художник трансформирует увиденное в некоторый образ и уже его вам представляет (он как бы кодирует то, что видит или чувствует, в каком-то своем коде, который, глядя на его произведение, вы пытаетесь разгадать), то фотография передает окружающую вас реальность вроде бы в неизменном виде (фотография, пожалуй, является аргументом в пользу существование объективной реальности). Хотя поиски ракурса (20-е годы, например, Радченко) или эксперименты с проявкой фотографий (напрммер Ман Рей) с этой точки зрения можно рассматривать как введение некоторого своего кода в фотографию. Интересны, но далеко не бесспорны, высказывания французского ученого Ролана Барта:

...предельная ясность изображения, его подготовленность избавляет нас от необходимости его глубокого осмысления....низведенная до уровня простого сообщения фотография оказывается не в состоянии вывести нас из душевного равновесия... (как тут не вспомнить обилие рекламной фотографии, лавиной обрушившейся на нас в последние годы).

Кажется, что экспериментальная фотография и занимается тем, что борется с этой подготовленностью, предметностью фотографии, старается фотографическим способом переделать, переосмыслить нашу реальность. Недаром фотоэкспериментом так много стали заниматься в революционные 20-е годы нашего века (это примерно середина пути, пройденного фотографией с момента возникновения в 1839 до нашего времени).

"Наша реальность не фотографична" - говорит известный польский кинорежиссер-экспериментатор Збигнев Рыбчинский (фильм о нем не так давно был показан по нашему телевидению). Вспоминая о чем-то, мы никогда не представляем перед собой фотографический образ (или плавный ряд образов): эти образы искажены и меняются, как в калейдоскопе (кажется на этом принципе построены многие музыкальные клипы).

Введение графических элементов в фотографию может сделать ее не столь "заданной" или "подготовленной". Современные компьютерные программы позволяют делать очень многое с фотографиями, например применять эффект соляризации (засветка бумаги во время проявки, этим часто пользовался Ман Рей) или различные фильтрации. С одной стороны что то теряется, с другой - приобретается: из области ручного эксперимента с фотоматериалами вы уходите в область компьютерного эксперимента. Но всегда важно, чтобы эти эксперименты рождали новый смысл.

20 december 2001/

On photography ...




© Some GRAPHICS by Boris Budinas
Сайт управляется системой uCoz