11 апреля 2006
Дерево, из Рязани, вестимо...
ВГИК - Ромм "И все же я верю…". Документальные кадры первой половины 20-го века и и неспешный рассказ самого Ромма. Он этот фильм в обычном смысле не озвучивал - просто записывали его комментарии, а потом монтировали звук. Свободная речь, просто рассказ не по написанному. История через рассказ человека, иллюстрированная хроникальными кадрами. И очень познавательно - резкий слом привычек после первой мировой войны, раскрепощение - после такой войны нам все можно! После второй - тем более. Продолжение фильма, сделанное уже без Ромма - совсем не то, сплощное насилие над зрителем, нет основного действующего героя - рассказчика за кадром.
Там же Михаил Ромм - "Обыкновенный фашизм". Свободные ассоциации - фильм не перегружен ужасами фашизма. Длинные эпизоды мирной жизни (послевоенной), и как контраст - эпизоды войны. Спокойные размышления - ни отчаяния, ни пафоса. Голос за кадром - разговор с самим собой. "И все же я верю…" Ромма - продолжение этого фильма, даже с теми же эпизодами. Голос за кадром - основное действующее лицо….
Плоский мир
Мир для меня кажется несколько плоским… Но это иллюзия масштаба. Когда у вас стоит одна гора на абсолютной равнине, то вы ее сразу замечаете. А если много гор, где-то большие, где-то маленькие, какие-то горы (большинство!) просто в тумане? Конечно, ландшафт далеко не плоский! И в этом многообразии легко потеряться, взгляду не за что зацепиться. Тогда вы отступаете назад и смотрите с расстояния. И тут-то ландшафт начинает казаться плосковатым…
Конечно это не о горах…Но вспоминаются горы Памира, гряда за грядой уходящие в бесконечность. Это вам не Кавказ…
На обратной дороге (так и просил - "Дайте билет до любого города в европейской части Союза") поезд ехал по пустыням и степям, люди по вагону ходили как в тумане…
Итоги подводить быть может рано,
Но в равной мере стала тяжела
И льда памирского суровая прохлада,
И по степи неспешная езда.
11 April 2006
Mihail Romm (Russian)... The tree from Riazan…