28 мая 2007
РОБИН УЙЛЬЯМС. "Не дизайнерская книга о щрифтах" - обзор книжки. И фото из книжки.
Делая буклет о Тихонове, какие-то из деталей, описываемых в книжке, я упустил, а жаль!
Книга очень поучительная.
Херб Любавин: "-Трудность типографики в том, что дизайнер должен представлять в одном образе и послание, и живописную идею. Иногда эта игра со шрифтом заканчивается потерей значительной части разборчивости. Исследователи считают это плачевным состоянием дел,но, с другой стороны, восторг от вида текста компенсирует небольшие трудности в чтении."
1 История шрифтов
Старинные - Caslon, Minion, Garamond, Bembo, Times, Palatino…
Развились из рукописных, выглядт приятно и изящно, шрифты для больших текстов. Собственно, до Альдуса Манунция (конец 15 века) печатались только книги большого формата, и еще маленькие молитвенники. Альдус получил патент на наклонный шрифт italic.
Современные - Bernhard, Bodoni, Jimbo, Bodoni Poster…
Полностью исчезают черты рукописного, повышенный контраст толстых и тонких штрихов, отсутствует стресс - наклон овалов
Шрифты с плоскими засечками - Claderon, Memphis, New Century Schoolbook, Candida…
Рекламные, толстые горизонтальные засечки, едва заметный переход толстых штрихов в тонкие, иногда постоянная ширина штриха.
Без засечек (sans serif) - FUTURA…
1812 Вильям Кезлон, но популярность приобрели только при Баухаузе 1919, FUTURA
Расхлябанные шрифты -Amoeba, Dirty One…
С изобретением Макинтоша дизайн шрифтов попал в руки масс, и, что важнее, возник интерес к шрифтам (раз можно было самому делать шрифт, то это стало интересно). Все традиционные правила дизайна и типографики были отброшены…
Рукописные шрифты - старопечатные, каллиграфические, чертежные…
Декоративные - ни для чего, кроме декораций.
2 Искусство читабельности
Читабельность - незаметность шрифта, любая особенность шрифта делает его менее читабельным. Классические-старинные-шрифты самые читабельные.
Засечки помогают читабельности. Без засечек - больше х-высота. Шрифт без засечек - не очень большая длина строки, интерлиньяж увеличенный
Слова из одних прописных трудно читать.
Расстояние между буквами. У рукописных букв можно сжать межбуквенное пространство и несколько увеличить межсловное. Интерлиньяж. Если большая х-высота - увеличить, при малой тоже можно увеличить - элегантно. Умеренность для читабельности
Длина строки - не больше 10 слов или двух алфавитов. Минимум для выключки строк - удвоить шрифт в пунктах и это рассматривать в цицеро (6 цицеро - 1 дюйм, 1 цицеро - 12 пунктов). Если большая х-высота - можно увеличить межстрочный пробел, если очень высокие выносные элементы (следовательно, х-высота маленькая) - то можно уменьшить.
3 Разборчивость
Читабельность - насколько хорошо читается большой текст, разборчивость - легкая узнаваемость короткого текста. Разборчивость - ясность форм букв.
Большая х-высота понижает разборчивость (разница маленькая между n, h). Некоторые слова всегда разборчивы, с непривычными словами надо быть осторожным.
Смешение прописных и строчных (одинаковой высоты) - это титульный набор, он плох для разборчивости. Оно возможно для названий (одиночных), но не для заголовков (серийных). Титульный набор должен быть короткий, мы привыкли реагировать на форму слов
Только прописные - плохо.
Пунктуация
In the '90s - OK!!!
4 Кавычки и некавычки
Кавычки "".
Апостроы ' - вместо пропущенной буквы.It's вместо it is
5 Расставьте правильно пунктуацию
Правильные открывающие и закрывающие кавычки у текстового блока (у каждого блока свои открывающие и закрывающие кавычки). Подвешивание открывающих кавычек - отрицательный отступ. Оптическое выравнивание. М- и н- пробелы, тонкие пробелы (разной величины), жесткие - не переносимые - пробелы. При большом кегле - немного уменьшать кавычки.
6 Стиль пунктуации
Точки и запятые находятся всегда внутри кавычек, двоеточие и точка с запятой - после. Остальные знаки по смыслу. "Я это хочу," - сказал он
Внутри скобок текст может быть законченным предложением, тогда знаки препинания внутри скобок.
Многоточие в конце предложения - тогда еще точку
Если слово другого стиля (например, жирное), то и запятая после него того же стиля. Скобки меняют стиль, если весь текст внутри того же стиля.
М-тире - ALT0151 длинное тире, печатается без пробелов до или после него, или с маленьким, пробелом. М-тире - ширина в размер кегля
Н-тире - ALT0150, пример: ширина 20-30. Обычно небольшие пробелы с обеих сторон
Дефисы - разделяют составные слова, перенос
7 Сдвигать ли основную линию штриха
Можно сдвинуть для тире вверх. Если другой шрифт вкрапляется - то его возможно надо сдвинуть. Декоративный эффект - специально сдвигаем и меняем кегль,
8 Экспериментальные гарнитуры…
9 Маленькие прописные - используются в аббревиатурах, в названиях. Усложняется чтение - чтение по буквам, обычно мы читаем не так. 70% от кегля, но штрихи утончаются, можно взять жирное начертание
10 Цифры в старом стиле - как будто бы скачущая линия шрифта. Все цифры обычно одной ширины - удобно для таблиц. Но хорошо смотрится пропорциональная ширина.
11 Лигатуры - пары букв типа f и i.
12 Уплотненные и разреженные начертания (condenced, extended). Просто сжимать или растягивать шрифт не хорошо. Или это делать явно!!! TIMES проектировался как уплотненный
13 Крупный шрифт - от 24 пунктов и выше. Рисуется специально, толщина штрихов не есть просто пропорциональное увеличение. Отношение толстый/ тонкий штрих еще больше, чем у малого кегля.
Интервал
14 Кернинг - расстояние между индивидуальными буквами, нужно достичь визуально ровных пробелов. Межбуквенные пробелы - расстояние в больших текстах.
Трекинг
15 Интерлиньяж - 20% от кегля для кеглей 9-12. Междустрочье - кегль в пунктах +2 - расстояние между соседними основными линиями.
В заголовках меньший интерлиньяж
16 Межабзацный интервал - не двойной интерлиньяж!!!! (Меньше!)
Абзацный отступ - м-пробел (кегль). Первый абзац без отступа..
17 Выравнивание. Выравнивание по правому краю - без переносов и делать сильно неровно слева!!!!!
При выравнивании слева следить за правым краем и подправлять.
Выравнивание по центру - часто это скучно и выдает любительскую работу. Оно требует регулирования - в какие строки помещать слова!!! Требуется визуально интересный и интригующий результат. Конечно, нет переносов.
Выключка по формату. Минимум ширины для выключки строк по формату - удвоить шрифт в пунктах и это рассматривать в цицеро (6 цицеро - 1 дюйм, 1 цицеро - 12 пунктов).
18 Заголовки
Чем больше кегль заголовка, тем меньше межстрочия он требует
Не делать отступ в первом абзаце. Отступ - размер шрифта в пунктах (м-пробел)
Под подзаголовком меньше места, чем над ним.. Удобное разбиение строк в заголовках.
19 Отбивки цитат - выноски. Узкое высокое оформление на внешних полях. Выключка правая для левой страницы и наоборот
20 Подписи под рисунками(captions)
Немного меньше кегль, шрифт другой, выравнивание не по центру
21 Усиление шрифта
Не подчеркивать! Добавит пространства вокруг.
22 Разбивка строк и переносы
После завершения всей работы - проверить разбивку строк!!! Не больше 2-3 переносов подряд. Хорошие, устойчивые колонки - делать так разбивку.
23 Вычурное начертание - специальные хвостики у букв …
24 Буквицы
Выравнивание с основной линией текста. Не перестараться с количеством буквиц
26 Цвет шрифта
Теплые цвета красный и оранжевый, использовать их в небольшом количестве. Другие можно чаще - не заметно. Цвет - тон - текстового блока.
27 Орнаменты и символы DINGBLATS/. Для привлечения внимания в единице текста.. Большие - для фона
28 Шрифты с картинками. Шрифт HANSEL и BIRDS
29 Не скромничайте - варьируйте кеглем (экстремальным), добавляйте пустое пространство…
30 Если вы собираетесь сказать что-то важное и хотите усилить ваше сообщение с помощью типографики, обдумайте это очень внимательно, чтобы не впасть в банальность.
31 Выбор шрифта
32 Работа на компьютере
отступ - один М-пробел или размер шрифта в пунктах, примерно два пробела.
Расстояние между абзацами - не два RETURN!!
Выразительное и динамичное выравнивание по центру
Не делать подчеркивания
Не делать текста только из прописных.
33 Тенденции в развитии шрифтов
Задача дизайнера - погрузить читателя в стихию шрифта, помочь ему "не
заметить" шрифт при чтении, и не дать заснуть при чтении длинных текстов,
Или дать возможность полюбоваться отдельным знаком как живописным портретом
Шрифт HANSEL и BIRDS - иллюстрации!!.
Одинарные кавычки ALT0145(пропущена буква), ALT0146
Двойные кавычки ALT0147, ALT0148 (цитата)
Жирная точка ALT0149
ALT0150
М-тире - ALT0151
Н-тире - ALT0150,
Многоточие ALT033
28 May 2007
The book on type by Robin Williams (overview, text in Russian)