15 октября 2008
Визуальная антропология - фестиваль
В МГУ, в кинотеатре ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, в Институте им.Д.С.Лихачева 2-7 октября проходил фестиваль и конференция по визуальной антропологии. Каких только фильмов там не будет - мировой калейдоскоп! Я уже писал два года назад о прошлом фестивале. Теперешний меньше, но лучше - программа почти линейна, то есть почти нет ордновременного показа фильмов в разных местах. Конечно, хочется посмотреть все - но это конечно желание сумасшедшего.
На фестивале будет и разговор о визуальной антропологии - такой разговор уже велся на предыдущих фестивалях и отразился в сборниках, выпускаемых к этим фестивалям. Кратко - западные исследователи попадают в музейную обстановку, от которой они у себя уже отвыкли. В российских фильмах преобладает фиксация уходящей натуры, ностальгия (авторов или героев фильмов) по прошлому, оппозиция тем изменениям, которые эту натуру делают уходящей.
Вс.Иванов как- то говорил о двух типах культуры - один тип "египетский", с самого рождения фараон строит свою гробницу. Другой тип устремлен в будущее, динамический тип. И русская жизнь тяготеет к первому типу
Несколько собственных соображений. Фиксация это хорошо, специальная, хорошая фиксация это еще лучше. Но почему бы не расширить свой взгляд? Например, можно что-то фиксировать, но и показать контекст того, что вы фиксируете - от этого фиксация только выиграет. И хорошо быть всегда открытым к расширению своих возможностей, умений, взглядов.
Как-то во ВГИКе показывали фильм о заброшенной северной деревушке. Очень хороший, эмоциональный фильм. А потом кто-то сказал - а не использовать ли вам научный материал, ведь тема имеет отношение к визуальной антропологии? Научный материал в фильме отсутствовал настолько, что, кажется, оставалось не ясным, где были съемки и когда. И автор категорически сказала нет - либо эмоции, либо наука. Мне кажется, что это просто бегство от проблемы, от задачи, от работы - творческой и интересной. Да, ты не знаешь, не умеешь эту работу сделать, но тем она и интересней должна быть для тебя ….
Вопрос именно так и стоит - не отказываться от своего взгляда, чужим взглядом-пониманием все равно жить нельзя, а этот взгляд расширять, быть открытым к его расширению. То есть появляется еще одна - а может и не одна! - перспектива, кроме своей собственной. А перспектива - это всегда хорошо, она напрямую связана с привлечением в эту область молодых исследователей.
Понравившиеся фильмы.
**Туареги - африканское племя, согнанное со своих земель в Мали. "При колониализме все было хорошо". А потом сочиняли и исполняли под электрогитары свои песни - в наших терминах песни протеста.. Песни, интервью, съемки натуры.
**Живые рассказы обитателей Монти об истории их района (рядом с Колизеем в Риме). Обшарпанные стены, те же проблемы, что у нас. Простейшая камера, простые съемки - но найдены "моменты истины".
*Мотоцикл HARLEY DAVIDSON - для некоторых предмет культа. Съемки в сообществе таких людей.
**Лейссар - ферма редких животных во Франции. "- Вы работаете не по правилам" - говорят полицейские. Конечно - 16-ти часовой рабочий день, без трудовых соглашений - но с удовольствием!
Фильм о Степаниде Борисовой, певицы из Якутии. Я ее записывал на концерте в DOM.COM.RU
*Калари - единоборства в Индии. Эстетика движений тела….
**ДОМ - филь, посвященный матери. Японка уезжает с мужем в Англию, он ее бросает, она с ребенком остается. А Англии. Потом приезжает погостить в Японию. Обыкновенная история, простые разговоры, но моменты истины, мысли вслух. Замечательно!!!
**Вжешь - песни албанцев, приехавших несколько столетий назад в Южную Италию. Экзотические одежды, прически, простой быт.
*Пока все хорошо. Две пожилые пары. Просто бытовые зарисовки, но рефреном повторяется - дети замечательные, но не приезжают.
Майкл Йорк -двое монахов в Гималаях. В их поведении много искусственного. Не от хорошей жизни там оказываются…
**Глаз Аскета - сумасшедшие орнаменты в одной индийской местности! Фильм о рисунках, но что только не попадает в кадр!
*Рина Шерман. Танцы и транс в Намибии. Близкая съемка, съемка "изнутри". Автор 7 лет жила там, приезжая в Париж на пару недель в год. Сняла свыше 300 пленок, что очень мало для такого срока.
*После войны. Документальные откровения людей из сербского городка, по которому прокатилась война.
Осеннее равноденствие - филь посвящен ритуалам. Приуроченных к этой дате. Академический текст читается под неэмоциональную съемку.
**Мир Всем. Македония - в церквушке молятся все - и христиане, и мусульмане. Но, похоже, что это те, кто отощел от официальной религии.
**Кацо Окада. Айны. Очень поучительный фильм. Шотландский врач в 1930 году снял церемонию жертвоприношения медведя. Фильм о том, что с этим киноматериалом происходило. Удивительно, но фильм захватывает зрителя, несмотря на вторичность материала (фильм о том, как делался фильм о том, как…). Разнообразие - короткие отрывки фильма, интервью, фотографии, документы (даже без ZOOM). Никаких эффектов. Замечательно!!! Дикторский голос - оправданный здесь.
****Люк де Хешь -фильм об этно-режиссере. Съемка фильмов в Африке, потом в Европе - видимо мифология там и здесь (знакомство с Леви-Строссом и др.).
*Биелла - Ткани. Как их делают в одном районе Южной Америки. Фильм объясняет сложность этой работы - сделан для рекламного показа.
Была конференция - очень интересные раговоры. Некоторые темы.
Важность комментария к фильму. Мое 9мая07 - для иностранного зрителя конечно важен комментарий. Но есть жанр - без комментариев, комментарии в начале и в конце. Жанр, где специаоьно комментарии вплетены в фильм.
Семейные фотографии - их охотно показывают, но очень часто неохотно смотрят.
Говорили о фестивале керамики в ОДОЕВЕ. Далм видео фильм - очень теплый и хороший - копирование этого диска и рассказ о нем - 1:0 в нашу пользу. Совсем немного не дотягивает до серьезной видео-работы.
Некоторые впечатления от разговоров. Аналог русского "Нет пророка в своем отечестве" - португальское "Святой не делает чудеса у себя дома".
Те кто в mainstream - те этим очень горды, и они не будут молиться рядом с иноверцами. Людьми становятся людьми тогда, когда у самих возникают проблемы….Поэтому изучение не mainstream есть изучение человечности.
Важно умени е читать изображения - особенно при таком их изобилии..История фиксации изображений - это наша ИСТОРИЯ ОТПЕЧАТКОВ
Законы кино - они используют тогда, когда их не чувствуют. И это очень видно - сделано ли что-то просто так по вдохновению (а потом оказывается, что там соблюдаются многие законы жанра), или это специально так выстроено. Конечно, все зависит от мастерства - можно плохо выстроить - натянут, можно выстроить хорошо.
Паоло Кьоцци - из племени старых визуальных антропологов времен Руша. Его рассказ. Мы делаем противоположенное тому, что делал Диоген. Мы не ходим сами с фонарем, а мы ищем людей, которые светятся собственным светом". Кьоцци говорил о проекте ARBATAX. Это город в Сардинии с большой заброшенной бумажной фабрикой. Местное самоуправление заказало исследование. Оно хочет знать, что делать с этим депрессивным городком. Кьоцци послал фотографа и оператора видео снимать городок и фабрику (но не людей?), договориться насчет будущих интервью. Их будут расспрашивать и снимать в помещениях заброшенной фабрики
Снимая, мы меняем окружающее - в большей или меньшей степени.
Постановочность и непостановочность. Допускались постановочные элементы - Роман Кармен - нефтяные вышки падали в тазике с водой. Идеологизированное кино - заранее хотели провести определенные идеи - отсюда и постановочность. Хотя, конечно, хорошая постановочность может быть яснее и понятнее реальности. И часто просто упрощает дело.
Степень реальности, степень объективности - порой разговоры на эту тему бессодержательны. Ты просто делаешь максимально из того, что можешь. Паоло Кьоцци: уже самой съемкой человек искажает реальность. Он хотел снять процесс изготовления бумаги, к моменту съемки рабочие приоделись, сделали прически и т.д.
Я столкнулся с такой же ситуацией. Но и эту ситуацию можно повернуть на благо - снять так, чтобы зритель понял, какое торжество для людей эта съемка - это тоже реальный факт их жизни. Снять так, чтобы зрителю стала понятна и реальность, а также и старание ее приукрасить - это, пожалуй, задача посложнее, чем снять просто "говорящую голову". Голос за кадром - иногда он просто необходим. Например, когда рассматривается какая-нибудь очень запутанная история, типа японского фильма о ритуале жертвоприношения. Голос между интервью. Возможно, нужно ввести голос в PAX SPUTNIKa - вместо или параллельно с комментариями. Может звучать голос, читающий текстовые врезки. А можно читать на иностранном языке, а писать на русском (или наоборот).
15 October 2008
On Visual Anthropology festival in Moscow, in Russian